Началась гонка за создание лунного автомобиля: каким он станет

На прошлой неделе NASA назвала три компании, получившие задание разработать вездеход для лунной миссии Artemis 5. Через год из них отберут единственного победителя.
Началась гонка за создание лунного автомобиля: каким он станет
NASA
Содержание статьи
3 апреля Национальное аэрокосмическое агентство опубликовало список компаний, допущенных к проработке технико-экономического обоснования постройки вездехода для Луны.

В финал, если можно так выразиться, были допущены Intuitive Machines, Lunar Outpost и Venturi Astrolab. Через 12 месяцев агентство ждет от них ответ, во сколько обойдется разработка транспортного средства, какими будут его основные характеристики и какие проблемы придется решить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После этого агентство выдаст контракт на разработку и постройку машины к марту 2030 года – плановой дате запуска миссии Artemis 5. «"НАСА ожидает, что только один поставщик получит заказ на демонстрацию", — объявило агентство. Проигравшие получат утешительный приз – право участвовать в разработке автономных вездеходов меньшего размера для других назначений.

Че, как каршеринг?

Интересная деталь: у поставщиков NASA закажет не машины, а «услугу транспортировки». По той же схеме агентство сейчас работает, например, с компанией SpaceX, фрахтуя ракеты-носители для доставки грузов на МКС.

По той же схеме государственное агентство в январе 2024 года арендовало место для своих приборов на борту беспилотного лунного модуля Odysseus, созданного Intuitive Machines, одним из участников нынешнего конкурса. Посадка «Одиссея» на спутник прошла не совсем удачно – он завалился набок, – но NASA это не отпугнуло. Видимо, доверяют способности компании извлекать уроки из ошибок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каким может стать лунный ровер

Правильно проект транспортного средства для миссии Artemis 5 называется Lunar Terrain Vehicle. Как и «лунный багги» LRV, который брали с собой полвека назад астронавты «Аполлонов», он будет открытым, без герметичной кабины, и использоваться для доставки образцов лунного грунта и транспортировки научного оборудования. Ровер должен будет выдержать жесткие условия южного полюса с жарой до 120ºC и морозами до -130ºC и преодолевать неровный ландшафт. Как и в прошлый раз, в нем должно быть два места для космонавтов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако на этот раз вездеход предполагается оснастить системой беспилотного вождения. Кроме того, с его помощью космонавты смогут выполнять коммерческие задачи в промежутках времени между научными исследованиями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Moon RACER

В группе, которую возглавляет Intuitive Machines, также участвуют Boeing, Northrop Grumman и Michelin. Проект получил название Moon RACER (Reusable Autonomous Crewed Exploration Rover – «Многоразовый автономный обитаемый исследовательский вездеход»). К сожалению, пока об этом проекте мало что известно.

Moon Racer by Intuitive Machines
Intuitive Machines
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Lunar Dawn

Лишь чуть больше известно о втором концепте. Например, ранее писали, что его предполагается оснастить роботизированной рукой для погрузки и трансформируемой площадкой для грузов.

Lunar Dawn LTV
Lunar Outpost
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В проекте, ведомом Lunar Outpost, ключевыми субподрядчиками стали Lockheed Martin, General Motors, Goodyear и MDA Space. GM будет отвечать за шасси, трансмиссию и аккумуляторы, Lockheed за постройку машины, Goodyear очевидно за колеса, а MDA разработает робот-манипулятор и интерфейс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Консорциум выпустил зрелищный деморолик, продвигающий его проект.

Нажми и смотри

FLEX

Venturi Astrolab представила свой концепт раньше других участников, в 2022 году. Названный Flexible Logistics and Exploration, или просто FLEX, он имеет грузоподъемность в 1500 «земных» кг.

FLEX by Astrolab
Astrolab

В отличие от других участников, компания держит в уме возможность универсального использования своего вездехода не только на Луне. Она даже построила полноразмерный прототип и дала его на тест-драйв бывшему космонавту Крису Хэдфилду. «Было очень приятно не только сесть за руль FLEX, но и увидеть его размеры, возможности и получить интуитивное представление о том, на что способен этот вездеход», – рассказал он о своих впечатлениях.

«Было очень приятно не только сесть за руль FLEX, но и увидеть его размеры, возможности и получить интуитивное представление о том, на что способен этот вездеход».
Крис Хэдфилд Канадский космонавт
Больше о лунном транспорте
widget-interest

Почитайте свежий материал о предыдущем лунном ровере, который брали с собой космонавты в миссии Apollo в 1971 и 1972 годах.

Каким будет посадочный лунный модуль Starship HLS, который делает SpaceX – вот что мы знаем.

Между тем, Northrop Grumman по заданию NASA начал работать над проектом железной дороги, которая соединит поселения на Луне.