Крутим педали по-итальянски – что значит красивое слово «бичиполитана»

У апеннинских городов своя, особенная политика по отношению к велосипедистам. Ее название стало новым модным словом в урбанистике.
Рома Назаров
Рома Назаров
Крутим педали по-итальянски – что значит красивое слово «бичиполитана»
PxHere, Public Domain
Описывая bicipolitana, западные журналисты чаще всего называют его «велосипедным метро».

Нет, это не то, что вы подумали. Велосипедисты не ездят по подземным тоннелям; вместо этого, город опутывает сеть наземных велосипедных дорожек, позволяющих вкушать все прелести средиземноморского климата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если посмотреть на карту этих велотрасс, то бичиполитана и в самом деле похожа на метро: это такая же сеть кольцевых и радиальных маршрутов.

сеть велосипедных маршрутов Болонья
Бичиполитана Болоньи.
Bologna Today

Сам термин представляет собой синтез слов bicicletta («велосипед» – итал.) и metropolitan («городской» – англ.). Ну и куда же без изящного итальянского окончания -ana.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что особенного в итальянском подходе к велотранспорту

Во многих странах велосипедную среду развивают плавно и постепенно. На первом этапе для велосипедов выкраивается место на тротуарах и краях автомобильных дорог. Сеть велодорожек постепенно расширяется, становясь все более важной частью городской системы транспорта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Напротив, бичиполитана – это глубокая трансформация всего города снизу вверх, чтобы одним махом сделать велосипед королем дорог, а велосипедные трассы удобными и безопасными. Параллельно строится сеть велосипедных стоек и станций, чтобы всегда было куда пристроить свой велосипед.

Такой подход к созданию «велосипедных метро» уже провели Флоренция, Пезаро и Болонья.

Wikipedia, Albinfo, CC4.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Болонское педальное метро

В этом городе сеть велотрасс уже включает более 34 линии общей длиной около 1000 км. 20 линий предназначены для повседневных поездок местных жителей, остальные 14 – для приезжих велотуристов. Три четверти этих дорог – это велодорожки, отделенные от автомобильных, для комфорта и безопасности. Остальные – велосипедные полосы по краям автодорог.

Сеть продолжает расти, реализованы пока лишь 40% от всех запланированных к 2030 году трасс. На данный момент 75% полос защищенные, остальные – общие.

Сейчас за итальянским подходом внимательно следят специалисты в других странах. Мы не удивимся, если когда-нибудь бичиполитана станет мировым явлением.