Статью можно прослушать

Почему у советского авиалайнера Ту-134 две турбины, но три сопла: простой вопрос, неочевидный ответ

Вы застали времена, когда этот культовый самолет был самым популярным региональным авиалайнером Восточной Европы? Если да, то этот вопрос наверняка возникал у вас, когда вы рассматривали самолет, стоя в очереди пассажиров в ожидании посадки на борт.
Рома Назаров
Рома Назаров
Почему у советского авиалайнера Ту-134 две турбины, но три сопла: простой вопрос, неочевидный ответ
Vivan755 — Wikipedia
Послушать текст
Среди советских авиалайнеров Ту-134 был единственным, кто имел два турбореактивных двигателя в хвостовой части.

И вот интересная визуальная особенность: кроме двух сопел турбин, в хвостовой оконечности фюзеляжа находилось третье, поменьше размером – как оно выглядит, понятно из иллюстрации выше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В восьмидесятые годы я был пионером, ребенком в семье инженеров, и меня не могла не удивить эта деталь. Понятно, почему три сопла есть у более крупного авиалайнера Ту-154, ведь у него три двигателя, рассуждал я. Но двухмоторному Ту-134 зачем?

Вспомогательная силовая установка

Ответ оказался простым: сопло принадлежит ВСУ – небольшому газотурбинному двигателю, прячущемуся в хвостовой части фюзеляжа.

  • От ВСУ работает освещение и приборы, когда самолет стоит на аэродроме.
  • С его помощью запускают главные двигатели.
  • Если в полете отказали двигатели, эта силовая установка обеспечивает работу приводов органов управления.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ту-134
Игорь Двуреков - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как «маленькая Тушка» получила ВСУ

Когда меньший из туполевских авиалайнеров создавался, вспомогательная силовая установка на нем не была предусмотрена. Его добавили при модернизации самолета в 1970 году, после получившую название Ту-134А.

Агрегат называется ТА-8 и имеет мощность 107 кВт. Он может работать на высоте до 3000 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоп, но что насчет Ту-154?

Внимательный читатель сразу подумает: но тогда у Ту-154, с его тремя двигателями, должно быть четыре сопла? Наверняка и у него была вспомогательная силовая установка, разве не так?

И будет прав. Вспомогательная турбина у «большой Тушки» действительно есть, и самолет в версиях Ту-154 и Ту-154Б действительно имел четвертое небольшое сопло, расположенное над большим соплом среднего двигателя.

Потом при очередной модернизации самолету присвоили индекс Ту-154М, а выхлоп малой турбины вывели вбок, так что осталось лишь три основных сопла.

самолет Ту-154Б
Ту-154Б
Paul Spijkers - www.airliners.net
самолет Ту-154М
Ту-154М
Gleb Osokin - www.airliners.net
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Была ли эта история интересна? Я честно хотел бы узнать ваше мнение, стоит ли погружаться в такие технические нюансы, так что кликните лайк, который считаете самым подходящим.