И вот интересная визуальная особенность: кроме двух сопел турбин, в хвостовой оконечности фюзеляжа находилось третье, поменьше размером – как оно выглядит, понятно из иллюстрации выше.
Почему у советского авиалайнера Ту-134 две турбины, но три сопла: простой вопрос, неочевидный ответ

В восьмидесятые годы я был пионером, ребенком в семье инженеров, и меня не могла не удивить эта деталь. Понятно, почему три сопла есть у более крупного авиалайнера Ту-154, ведь у него три двигателя, рассуждал я. Но двухмоторному Ту-134 зачем?
Вспомогательная силовая установка
Ответ оказался простым: сопло принадлежит ВСУ – небольшому газотурбинному двигателю, прячущемуся в хвостовой части фюзеляжа.
Начиная с 1960-х годов, эти агрегаты стали обязательной частью всех больших самолетов. Они используются, когда не работают основные двигатели, давая либо механическую, либо электрическую энергию, решая ряд задач:
- От ВСУ работает освещение и приборы, когда самолет стоит на аэродроме.
- С его помощью запускают главные двигатели.
- Если в полете отказали двигатели, эта силовая установка обеспечивает работу приводов органов управления.

Как «маленькая Тушка» получила ВСУ
Когда меньший из туполевских авиалайнеров создавался, вспомогательная силовая установка на нем не была предусмотрена. Его добавили при модернизации самолета в 1970 году, после получившую название Ту-134А.
Агрегат называется ТА-8 и имеет мощность 107 кВт. Он может работать на высоте до 3000 м.
Стоп, но что насчет Ту-154?
Внимательный читатель сразу подумает: но тогда у Ту-154, с его тремя двигателями, должно быть четыре сопла? Наверняка и у него была вспомогательная силовая установка, разве не так?
И будет прав. Вспомогательная турбина у «большой Тушки» действительно есть, и самолет в версиях Ту-154 и Ту-154Б действительно имел четвертое небольшое сопло, расположенное над большим соплом среднего двигателя.
Потом при очередной модернизации самолету присвоили индекс Ту-154М, а выхлоп малой турбины вывели вбок, так что осталось лишь три основных сопла.


Была ли эта история интересна? Я честно хотел бы узнать ваше мнение, стоит ли погружаться в такие технические нюансы, так что кликните лайк, который считаете самым подходящим.