Американский сенатор Тед Круз предложил законопроект, который впервые в истории обложит налогом запуски и возвращения космических аппаратов.
А вы знали, что налог за пользование космосом не существует нигде в мире? Добавим: пока...

Если его инициатива будет принята, уже с 2026 года американские операторы, такие как SpaceX или Blue Origin, начнут платить определенную сумму за каждый килограмм (точнее, фунт) выводимой на орбиту или возвращаемой полезной нагрузки.
Размер налога сначала будет небольшим и плавно увеличится позже: в первый год 25 центов, а к 2033 году целых $1,5 за фунт. Установлен верхний и нижний предел сбора за один запуск или посадку: максимум составит $30 000 в 2026 году и $200 000 в 2033-м.
Все собранные деньги пойдут в специальный фонд, который будет финансировать работу Управления коммерческих космических перевозок – подразделения Управления гражданской авиации (FAA), отвечающего за безопасность и лицензирование запусков.

Почем брать с ракеты
Возьмем очень показательный пример SpaceX. В типичном случае, запуск ракеты Falcon 9 с группой спутников Starlink выводит на орбиту около 17 т груза. По ставке 2026 года, плата выходит около $9 400 – немного, на наш взгляд.

В прошлом году SpaceX совершила 89 таких миссий, и если бы налог брался сейчас, то власти получили бы с нее более $800 тысяч только за Starlink-запуски, а с учетом остальных запусков той же компании – больше миллиона.
К 2033 году сбор за один запуск Falcon 9 вырастет до $56 000 (тоже не заоблачная сумма, если сравнивать со стоимостью самой ракеты и ее груза). SpaceX выгодно перейти на тяжелую ракету Starship, потому что сбор с нее не может подниматься выше верхней планки в $200 000.
Первый случай в истории
По данным Techhinsider, нигде в мире сейчас запуски или груз, поднимаемый на орбиту, не облагаются налогами.
Более того, ракетные компании обычно получают налоговые льготы и субсидии с целью ускорить развитие космической отрасли. В тех же Штатах еще с 1986 года действует программа, дающая льготы создателям коммерческих спутников. В России, Китае и Евросоюзе космонавтика также освобождена от многих налогов.
Но времена меняются. Частная космонавтика стремительно растет: в 2015 году в Америке выдали лицензии всего на 11 коммерческих запусков и возвращений, а в 2024-м уже 164. В 2025 году их число превысит 200 только в США.

При каждом запуске часть воздушного пространства закрывается для полетов самолетов. Когда аппарат возвращают на Землю, предполагаемый квадрат его входа в атмосферу также закрывается. Это мешает гражданской авиации и становится дополнительной нагрузкой на диспетчеров. Непростая координация всего процесса ложится на плечи FAA, и ведомство уже не справляется: SpaceX жаловалась, что ей выдают лицензии на запуски с задержкой, и просила удвоить штат его служащих.
Авиация давно платит по полной
Когда самолет пролетает над той или иной страной, владеющая им авиакомпания отчисляет средства, которые идут на содержание наземной инфраструктуры и поддержание Национальной системы воздушного пространства (NAS). За регистрацию самолета в той или иной стране тоже есть пошлины и налоги.


Сейчас космонавтика достигла стадии развития, на которой пора играть по общим правилам. Если вдуматься, то небо – это ограниченный ресурс, так же, как земля или нефть. Все, кто им пользуются и получают от него прибыль, должны отчислять часть своих выгод.
Недавно администрация президента Трампа выдвинула кандидатом на пост главы FAA Брайана Бедфорда. Он назвал предложение Круза «разумным», подчеркнув, что авиация уже давно вкладывается в поддержание и модернизацию системы. Однако обсуждать детали отказался, сославшись на то, что пока ждет официальной позиции администрации.
По материалам ArsTechnica.