Спортсмен, инженер и предприниматель: что и говорить, Александр Лейтнер владел редким сочетанием качеств. Живя во второй половине 20 века, он, как и многие талантливые люди того времени, с энтузиазмом включился в развитие нового вида транспорта – велосипеда, основав в 1886 году собственную фабрику в Риге.
100 000 велосипедов Российской империи: как работал самый большой велозавод нашей страны

Завод «Россия»
Дело начиналось со всего 3 рабочих, собиравших велосипеды «паук». Но вы бы не узнали завод и его модельный ряд десять лет спустя, когда в Нижнем Новгороде проходила Всероссийская выставка-ярмарка. На нее Лейтнер привез 12 моделей: десять дорожных и два гоночных. А всего к тому времени фирма выпускала 15 моделей. Фабрика носила гордое название «Россия».

К тому времени с «пауков» Лейтнер перешел на велосипеды типа «сафити» – современный тип с рамой в форме бриллианта и колесами одинакового диаметра. Он с удовольствием пробовал новые концепции: тандем, триплет и даже квадриплет (четырехместный велосипед), карданный вал вместо цепи. И даже сам изобретал: в 1908 году велосипеды «Россия» получили заднюю втулку со свободным ходом и ножным тормозом.

В России существовали и другие производители, но рижское предприятие было на порядок крупнее любого из них.
С 1913 года именно этот завод, к тому времени переименованный в «Лейтнер», стал делать велосипеды для русской армии вошедшего в историю типа «Дукс-Боевой».
Завод просуществовал 31 год, но революция оборвала его историю. Менее двух десятков из 100 тысяч сделанных на нем велосипедов сохранились до наших дней.