Зачем армии России понадобился гибрид тепловоза и ракетовоза?

Диковинный агрегат, созданный 20 лет назад, до сих пор вызывает удивлённые вопросы. На некоторые из них ответы так и не были даны.
Зачем армии России понадобился гибрид тепловоза и ракетовоза?
Ex-Road Media
Название этого транспортного средства — первая из загадок.

В Сети публикации о нём есть на многих сайтах, но все они повторяют (перевирают?) один и тот же скупой набор сведений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Локомотив-тягач был собран и испытан в 2002 году 21-м НИИ в структуре Минобороны при поддержке МГТУ им. Баумана в рамках секретного научно-исследовательского проекта «Бальзамин», а собран НИИ подвижного состава. Цели проекта нам не удалось узнать. Известно лишь, что стартовал он в 1997 году.

Его «кузов» вам наверняка покажется знакомым, и неудивительно: это дизельный локомотив М62, самый используемый тепловоз РЖД. Создан он был в 1965 году для продажи в страны Варшавского договора. Ходит байка, что глава СССР Никита Хрущёв рассердился, узнав, что Венгрия закупила партию шведских локомотивов, каждый мощностью по 1950 л. с., и распорядился создать ещё лучший, мощностью 2000 л. с. — так появился М62.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако на шасси локомотива-тягача стоит особенный армейский вариант в модификации Д, которым по железной дороге возили ракетные комплексы «Молодец». От локомотива, собственно, взяли кузов, 12-цилиндровый дизельный двигатель и генератор.

В свою очередь, на донора шасси был взят шестиосный ракетоносец МАЗ-547МВ от ракетного комплекса «Пионер», возможно, списанный. Танковый 650-сильный дизель и гидравлическую трансмиссию убрали, а шасси существенно модернизировали, поставив в каждое колесо по электромотору. Ящики, приделанные к кузову локомотива снаружи — аккумуляторные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зачем нужен такой тягач?

Самый непростой вопрос. Одни предполагают, что военные хотели получить мобильную электростанцию большой мощности. Другие оспаривают эту версию, но не предлагают альтернативы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть также мнение, что военные хотели получить аналог немецкого Lauster MF 60 — локомотива-тягача, собранного из тепловоза и карьерного самосвала. Созданный в единственном экземпляре в 1970-х, он использовался при испытаниях танков.

Наиболее вероятно, что это был чисто исследовательский проект, чтобы проверить какие-то фантастические версии создания нового оружия.

Мало известно и о конструкции российского гибрида. В 1991 году тот же 21-й НИИ создал на базе другого ракетоносца оригинальную машину с электрогидравлическим приводом на все колеса, которая могла разворачиваться на месте, двигаться по-крабьи и даже работала на автопилоте. Но есть ли такие же функции у машины, созданной в 2002 году, непонятно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Испытания закончились неудачно.
Испытания закончились неудачно.
ExRoad-Media

Видимо, ответ так и не всплывёт, потому что проект завершился казусом. На первых же испытаниях прототип отказался тронуться с места. Третья ось сломалась, а четвёртая отвалилась вовсе. После этого работы закрыли.