И «вебасто» не нужен: как устроена необычная зимняя опция советских машин

Советские водители умудрялись заводить допотопные двигатели на любом морозе. Их секрет — предпусковой подогреватель уникальной конструкции.
И «вебасто» не нужен: как устроена необычная зимняя опция советских машин
(с) Alexsneg на Пикабу
С современными подогревателями типа Webasto советский аналог не имеет ничего общего.

Его можно найти на многих послевоенных машинах советского производства — внедорожнике ГАЗ-69, среднетоннажных грузовиках ГАЗ-51 и 53, ЗиЛ-130. Может, и на других есть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Устройство до гениального простое: под капотом монтировалась наклонная труба, которая несколькими патрубками соединялась с системой охлаждения. Перед запуском двигателя водитель заливал в неё 4-5 литров подогретой воды, а потом вставлял в трубу сверху работающую паяльную лампу. Горячие отработавшие газы через отдельный раструб шли в поддон картера и грели моторное масло. А смесь горячей воды и пара устремлялась в контур охлаждения.

Предпусковой подогреватель ГАЗ-69.
Предпусковой подогреватель ГАЗ-69.
Колёса.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По описанию на портале «Колёса», этот способ позволяет в считанные минуты разогреть двигатель до 30-40°С, что вполне достаточно для лёгкого запуска.

На более поздних моделях подогревателя нет

Начиная с конца 1960-х, советские машины предпусковыми подогревателями не оснащались. Я не нашёл точный ответ, почему они исчезли. Вероятно, причиной стала растущая популярность антифризов. Тот же тосол, первая массовая охлаждающая жидкость в СССР, разрабатывался специально под строящийся Волжский автозавод.

В 2015 году оригинальный отопитель ГАЗ-69 был замечен на Avito.
В 2015 году оригинальный отопитель ГАЗ-69 был замечен на Avito.
ГАЗ 69 Экран на Drive2