И «вебасто» не нужен: как устроена необычная зимняя опция советских машин
Его можно найти на многих послевоенных машинах советского производства — внедорожнике ГАЗ-69, среднетоннажных грузовиках ГАЗ-51 и 53, ЗиЛ-130. Может, и на других есть.
Устройство до гениального простое: под капотом монтировалась наклонная труба, которая несколькими патрубками соединялась с системой охлаждения. Перед запуском двигателя водитель заливал в неё 4-5 литров подогретой воды, а потом вставлял в трубу сверху работающую паяльную лампу. Горячие отработавшие газы через отдельный раструб шли в поддон картера и грели моторное масло. А смесь горячей воды и пара устремлялась в контур охлаждения.
По описанию на портале «Колёса», этот способ позволяет в считанные минуты разогреть двигатель до 30-40°С, что вполне достаточно для лёгкого запуска.
На более поздних моделях подогревателя нет
Начиная с конца 1960-х, советские машины предпусковыми подогревателями не оснащались. Я не нашёл точный ответ, почему они исчезли. Вероятно, причиной стала растущая популярность антифризов. Тот же тосол, первая массовая охлаждающая жидкость в СССР, разрабатывался специально под строящийся Волжский автозавод.