«Планета Спорт»: история о том, как на «советскую Ямаху» пожаловались в Политбюро

Мотоцикл «Иж Планета Спорт» многие считают лучшим, что когда-либо делала советская промышленность.
«Планета Спорт»: история о том, как на «советскую Ямаху» пожаловались в Политбюро
В общественном достоянии
Впервые советский мотоцикл оказался так же хорош, как японские и немецкие аналоги.

Поэтому «Планету Спорт» неплохо покупали даже в Соединённых Штатах. В 1974 году она стала сенсацией. Достаточно упомянуть, что скорость ПС, как модель называли для краткости, в реальности достигала 160 км/ч. В СССР семидесятых годов с ней потягаться могли разве что «догонялки» КГБ, но даже милицейские «Волги» отставали. Кстати, по энерговооружённости он тоже почти в 2 раза превосходил любой другой мотоцикл из тех, что продавались в Советском Союзе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Система раздельной смазки двигателя, термообработанная долговечная рама, тихий двигатель на резиновых подушках, смелый дизайн – ПС хорош со всех сторон, разительно отличаясь от всех других советских мотоциклов того времени.

Идеологически неправильный

У пассажиров чёрных «Волг» и «Чаек» ПС вызывал раздражение. Ходит легенда, что на мотоцикл жаловались за «буржуазность» главному идеологу компартии Михаилу Суслову и он пытался прикончить «Планету Спорт».

Не нравилось уже то, что «Иж Планета Спорт» выбивался из ряда советских мотоциклов по цене. Экземпляр ранних выпусков стоил 1050 рублей, в то время как маленький «Минск» стоил 330 руб., тяжёлый «Иж Юпитер-3» 750 руб. Ближе всего он к элитной чешской Jawa 350/634 – 1080 руб. Как-то это было... не по-советски. Что неудивительно, поскольку «Спорт» был технологически самым сложным, да вдобавок напичканным импортными компонентами: японский карбюратор, немецкие фары, итальянские свечи и спидометр.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Были претензии и из-за высокой смертности – культуры безопасного вождения в СССР не хватало и мотоциклисты слишком часто лихачили. Не зря мотоцикл получил провз

Может быть, и способность уходить от гаишных машин тоже сыграла свою роль.

От полного уничтожения мотоцикл спасло покровительство Брежнева, обожавшего быстрые машины, но модель не оставили в покое. От Ижевского мотоциклетного завода стали требовать удешевлять ПС-ку. Начиная с 1977 года, иностранные узлы заменяют на российские. К концу производства мотоцикл лишился системы раздельной смазки, потяжелел на 20 килограмм, стал менее мощным и, что страшнее, менее надёжным. В 1984 году его производство закрыли-таки, так что на конвейере он продержался всего 10 лет.

А ПС первых трёх лет выпуска до сих пор в цене у мотоэнтузиастов, потому что даже в 21 веке езда на них приносит массу удовольствия.
А ПС первых трёх лет выпуска до сих пор в цене у мотоэнтузиастов, потому что даже в 21 веке езда на них приносит массу удовольствия.
Andshel, Wikipedia. CC3.0