«Фуражки долой!»: за что военные обиделись на конструкторов «Победы»
Появление ГАЗ М-20 «Победа», первый послевоенного легкового автомобиля в СССР, стал сенсацией в 1945 году.
Говоря об этой машине, принято упоминать технические инновации, которые она вобрала в себя, выдающийся дизайн и любовь водителей в России и других странах.
Меньше известно, что те самые водители чуть не поставили крест на судьбе машины, когда её производство только начиналось.
Первая серия «Побед» отличалась низким качеством
Подготовка к производству велась в атмосфере спешки и психического давления на конструкторов и руководство автозавода. Многое пришлось делать наспех, а на полный цикл испытаний времени не хватило. В результате первая партия «Побед», около 1700 экземпляров, ушли к покупателям сырыми и полными изъянов.
Стоит помнить, что в конце 1940-х легковые автомобили редко уходили в частные руки – жителям СССР они были просто не по карману – а становились служебными автомобилями. Первыми новые машины, конечно, получили чиновники высокого ранга, так стоит ли удивляться, что на ГАЗ посыпались жалобы? Ругали за технический брак, плохую сборку, но также критиковали низкий потолок в задней части салона. Чтобы сесть на задний диван, военачальникам приходилось снимать головной убор – пресловутую фуражку.
Эти фуражки дорого стоили создателям машины. Конвейер в сентябре 1948 года остановили до полного исправления недостатков. Директор завода Иван Лоскутов потерял должность, не спасли даже прежние заслуги, а главного конструктора Андрея Липгарта пришлось лично отстаивать министру автомобильной промышленности.
А между тем, последняя проблема решилась очень просто: сиденья в салоне опустили на 5 см. Что было дальше, хорошо известно: «Победа» выпускалась в СССР до 1958 года, а в Польше до 1973-го, заслужив много хороших отзывов.