«Сорокан», брат «Белоруса»: 7 удивительных и забавных особенностей трактора Т-40

В вашем авто регулируется высота руля руля, а в любимой машине советских колхозников — высота коробки передач. Вот что с точки зрения обычного водителя покажется странным и непривычным.
«Сорокан», брат «Белоруса»: 7 удивительных и забавных особенностей трактора Т-40
George Chernilevsky, Wikipedia. CC4.0
Внешняя трактор Т-40 похож на знаменитый «Белорус».

Тем не менее, это другая машина, более лёгкого класса, предназначенная работать на «лёгких» почвах и в садово-тепличных хозяйствах. Выпускался «сорокан», он же «сороковка», на Липецком тракторном заводе с 1961 по 1995 год. Понятно, за что ему дали оба прозвища. Звучат они приятно и не обидно — признак того, что машину уважали. Неудивительно, ведь Т-40 многие считают лучшим трактором в истории СССР, самым надёжным и удобным в использовании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подвески фактически нет

Фактически — потому что передняя ось закреплена на шарнире, поэтому она может наклоняться вправо или влево, чтобы объезжать неровности дороги. На заднем мосту нет ни рычагов, ни пружин, ни амортизаторов, он жёстко крепится к... картеру коробки передач. Сама коробка жёстко крепится сзади к раме трактора — такая конструкция называется несущей коробкой передач.

Полноценный задний ход

А ещё эта коробка передач имеет одинаковое количество скоростей вперёд и назад, поэтому трактор одинаково резвый ездит и передом запятая и задом. Тут Т-40 уникален: далеко не каждый трактор обладает такой способностью.

Трактор Т-40
Armenak Margarian, Wikipedia. CC4.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Регулируемый дорожный просвет и колея

Узнав об этом, любители автотюнинга наверняка придут в восторг. Впрочем, у конструкторов Т-40 мысли были о земном: расширять колею может быть полезно, если трактор работает на склонах.

О слабостях

Самым заметным недостатком Т-40 стало воздушное охлаждение двигателя. Из-за него зимой мотор недогревался и отопление кабины толком не работало, а летом мотор был склонен к перегреву.

Мировая слава

Несмотря на это, липецкий трактор завоевал бешеную популярность. Бестселлером не стал, но суммарный выпуск составил почти 1,2 млн. единиц — столько же, сколько легковые ВАЗ-2103 или ВАЗ-2105. «Сорокан» экспортировался в 30 стран мира и неоднократно хватал призы на международных выставках. А надёжность его такова, что в деревнях по-прежнему трудятся тысячи единиц, хотя у самых молодых из них возраст приближается к 30 годам.