Зачем в советских совхозах на трактора ставили колёса наоборот: гениальный ход
![Зачем в советских совхозах на трактора ставили колёса наоборот: гениальный ход Зачем в советских совхозах на трактора ставили колёса наоборот: гениальный ход](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f15/f15a342ba8fa52b00796f0c572116490_ce_899x599x0x0_cropped_510x340.webp)
Трактор – машина высокая и неустойчивая. У большинства моделей предельный крен составляет около 40°. При езде по полю трактористам и вовсе рекомендуют не допускать крен больше 10-15°, чтобы на неровностях почвы трактор не опрокинулся.
Между тем, в холмистой местности поля распахивают вдоль склона – по горизонтали, а не сверху вниз, чтобы не допустить образования оврагов. Понятно, что трактору приходится ехать с креном. Чтобы увеличить его устойчивость, задние колёса переставляют местами.
Чтобы понять, почему при этом колея становится шире, вспомним, что колёсный диск имеет выпуклую форму. Поверхность, которой он крепится к ступице (привалочная плоскость) не совпадает с диаметральной плоскостью шины, а находится чуть сбоку от неё — это называется вылет диска.
![Привалочная плоскость колёсного диска не совпадает с диаметральной плоскостью всего колеса. Привалочная плоскость колёсного диска, фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f06/f06a2f852a88aebd57785d9a589a7601_cropped_510x343.webp)
В нормальном положении выпуклая сторона колёсных дисков трактора обращена наружу, а если их переставить местами, не разворачивая, она будет обращена к самому трактору. Поэтому колея и расширяется.
Почему просто не сделать колею шире у всех тракторов?
У сверхширокой колеи тоже есть два серьёзных недостатка:
- увеличиваются габариты трактора,
- он становится менее устойчив на курсе и более рысклив.
Это не единственный способ сделать трактор устойчивее
![Например, для этой же цели используют специальные вставки в оси. трактор, вставки в оси, широкая колея, фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7c0/7c0619e80bb9d528036a260a002f4890_cropped_510x340.webp)
У этого решения есть своё преимущество: ступичные подшипники работают в нормальном режиме, как бы широко не стояли колёса.
![Для горных районов СССР выпускался крутосклонный трактор МТЗ-52К. крутосклонный трактор МТЗ-52К, СССР, фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/168/168cec25341dbacb4782c14a6ae89ad0_cropped_510x275.webp)
Вместо обычной жёсткой подвески равнинных тракторов он был оборудован осями-трапециями, благодаря которым мог работать на склонах, оставаясь в вертикальном положении.