Какой советский завод делал эту пародию на БелАЗ

Странный самосвал одинаково хорошо — или одинаково плохо — ездил в обе стороны, а во время разгрузки водитель серьезно рисковал жизнью.
Какой советский завод делал эту пародию на БелАЗ
В общественном достоянии
Поставлялся этот грузовик из советской Венгрии.

Хотя правильнее его назвать гибридом грузовика и трактора. Кстати, об этом прямо говорит его название Dutra DR-50: слово Dutra образовано соединением первых букв dumper («самосвал») и tractor («трактор»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

DR-50 предназначался для работы в небольших пространствах. Радиус поворота — потрясающие 5,6 метра.

Впрочем, зачем разворачиваться, если можно ехать задним ходом. Передвигался самосвал назад так же хорошо, как вперед... возможно, стоило сказать «одинаково плохо»? На заглавном фото видно, что у машины два одинаковых руля и две одинаковые пары педали (вообразите, каково крутить эту вертикальную баранку). Кресло крутится вокруг рулевого столба. Лихо разворачиваете его на 180 градусов, врубаете реверс-редуктор, чтобы все четыре передачи были доступны и — вперед. То есть, назад.

Досадно только, что не видно, куда едешь. Но разве заправского самосвальщика этим напугаешь?

Dutra DR-50
В поздних модификациях кабина появилась. Зачем она нужна — сейчас узнаете.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дерни за веревочку, кузов и откроется

На «Дутрах» первых партий гидроцилиндра не было. К водителю шла веревка от замка фиксатора, державшего кузов в горизонтальном положении. Сам же кузов крепился на оси, чуть смещенной вперед от центра тяжести. Тянешь за веревку — открывается замок и кузов под весом груза опрокидывается. Когда кузов опорожнялся, пружины возвращали его в прежнее положение и замок с лету защелкивался. Гениально.

Потом, правда, добавили гидроцилиндр. Видимо, в реальности не всегда кузов соглашался следовать вышеописанному сценарию.

Полет навигатора

А может быть, гидроцилиндр понадобился ради безопасности водителя.

Дело в том, что в момент самоопрокидывания кузов порой увлекал за собой весь автомобиль и «Дутра» лихо вставала «на попа», а то и опрокидывалась назад, на кучу только что ссыпанного щебня или песка. Инструкция по эксплуатации предписывала, что шоферу следовало дергать за веревку, отойдя от машины на 5 метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но вы представляете себе, как наши водители соблюдают технику безопасности? Кто-то тянул за веревку прямо с рабочего кресла.

А кроме того, кузов иногда опрокидывался самопроизвольно. В таких случаях водителя выбрасывало назад, как из катапульты. А когда он приземлялся, сверху его прихлопывал грузовик.

С конца 1950-х только в нашу страну поставили около шести тысячи экземпляров DR-50. Еще сколько-то разошлись по Восточной Европе, изумляя даже видавших виды водителей. К счастью, со временем венгры остепенились, повзрослели и стали делать очень приличную технику — вспомним хотя бы «Икарусы».