Почему в мире так мало велоавтобусов: странному факту есть простое объяснение

Проделав простенькие физические вычисления, вы сильно удивитесь.
Почему в мире так мало велоавтобусов: странному факту есть простое объяснение
Gadismo
В теории велоавтобус — довольно заманчивая идея.

Они экологичны, бесшумны, а поездка на такой татар-арбе принесет и пользу, и удовольствие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, физика говорит нам, что у него есть несколько технических преимуществ перед одноместными велосипедами. Например, сопротивление воздуха и трение качения в пересчете на одного ездока оказывается меньше, поэтому энергию он тратит более эффективно. На ровных дорогах педальный автобус, наполненный даже не самой сильной и тренированной командой, легко поддерживает скорость до 30 км/ч — попробуйте-ка на обычном дорожном велике хотя бы минуту ехать на такой скорости!

Но то на ровной поверхности

Проблемы начинаются, когда надо подняться в горку. Те же базовые законы физики, которые на горизонтальной дороге помогали, переходят на сторону зла. Вспомните школьную физику: когда тело поднимается вверх, его потенциальная энергия повышается, на это расходуется мощность ваших мышц. Мощность, увы, ограничена — значит, приходится снижать скорость, переключаясь на пониженную передачу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я проделал простенькую калькуляцию, взяв для примера 12-местный велоавтобус собственной массой 1 тн.

  • Оказалось, что даже наполнить его командой велогонщиков, он будет подниматься по уклону в 5% со скоростью всего 11 км/ч.
  • Если же взять обычных людей, то скорость упадет до 4,3 км/ч.

И это я еще не учитывал потери на трение и то, что в велоавтобусе есть 13-й человек, который не крутит педали — водитель.

Минуточку, а электромотор?

Сейчас в мире быстро растет популярность электрических велосипедов. Люди любят их, в частности, за то, что мотор помогает преодолевать крутые подъемы.

Педальный автобус одной из голландских школ заменяет обычный школьный автобус.
Педальный автобус одной из голландских школ заменяет обычный школьный автобус. Кроме педалей, он оснащен электромотором, помогающим преодолевать подъемы.
Gadismo

Возможно, та же идея постепенно перекочует в общественный транспорт и совершит маленькую революцию. Приятно помечтать, что не сегодня-завтра маршрутные «Газельки» уступят место таким аппаратам, как на снимках выше.