Загадочный 22-й: как на ВАЗе сделали «Ниву» для лейтенанта

Все, кто хоть маленько разбирается в «тазиках», знают, что ВАЗ-2120 — это минивэн «Надежда», ВАЗ-2121 — классическая «Нива», а 2123 — «Нива» второго поколения. А куда делся номер 2122? О, он предназначался для примечательного авто.
Загадочный 22-й: как на ВАЗе сделали «Ниву» для лейтенанта
Автомобили СССР, коллекция масштабных моделей 1:43
По-видимому, изначальное задание на амфибию на базе «Нивы» ставили советские военные.

ВАЗ-2121 «Нива» создавалась как чисто гражданский автомобиль — как и другая продукция Тольятти. Но легкий вездеход, бивший УАЗ на бездорожье и на шоссе, не мог не заинтересовать военных, пожелавших получить легкий командирский автомобиль. Армейские же и дали проекту название «Река».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от других военных разработок, работу над будущей «Нивой»-амфибией не скрывали от населения, поэтому она также получила гражданское обозначение ВАЗ-2122. Ее подавали как «автомобиль для охотников и рыболовов». Каковые живо интересовались ходом проекта и уже копили рубли и готовились встать в очередь за интересной новинкой.

«Река» vs «Нива»

ВАЗ-2122 / «Река» фото
ВАЗ-2122 / «Река»
Автомобили СССР, коллекция масштабных моделей 1:43
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разработка началась в 1974-м. По сравнению с базовой «Нивой», амфибия получила множество изменений.

  • Главным стал, конечно, кузов с герметичным поддоном в нижней части и плоскими панелями кузова.
  • Спереди и сзади к нему крепились кондовые бамперы из толстой стали, в которые другой автомобиль мог упереться, чтобы вытолкнуть намертво засевшую машину.
  • В угоду военным амфибия потеряла жесткую крышу.
  • Часть ранних прототипов сделали с «нивовским» движком 1,6 л, но в герметичном кузове он перегревался, и его заменили на менее мощный мотор 1,3 л от ВАЗ-21011.

Несмотря на уменьшившуюся мощность, «Река» показала себя резвым и со всех сторон удачным автомобилем.

В 1983 году она сдала государственные испытания в пустынях Средней Азии, получив одобрение гражданских и военных приемщиков и рекомендацию в производство. Но тут почему-то дело застопорилось. Два года спустя ВАЗ вновь представил машинку на госиспытания, устранив отдельные мелкие недоработки. Вновь госкомиссия выписала рекомендацию к производству, и еще раз в 1986-м.

Почему же амфибия, которую так ждали младшие офицеры и охотники, так и не пошла в серию? Дело в том, что в восьмидесятых военные доктрины СССР и США изменились, и военные потеряли интерес к плавающему автомобилю командира роты. Более того, Минобороны СССР так и не заплатило ВАЗу полмиллиона рублей за разработку, и в 1988-м автозавод свернул работы по этому проекту.