Зачем советским КамАЗам накладки на углах кабины: вы всегда мечтали это знать, но спросить было не у кого

Такая фишка была только у челнинских грузовиков и отсутствовала у МАЗов и «Колхид». Что это — изыск дизайнеров КамАЗа или полезное устройство?
Зачем советским КамАЗам накладки на углах кабины: вы всегда мечтали это знать, но спросить было не у кого
(c) Nick Savchenko | Flickr
Эти накладки отличали КамАЗы от других бескапотных грузовиков времен СССР — ни у МАЗов, ни у «Колхид» их не было.

Естественно, у всех советских школьников — помню по себе — и у многих взрослых они вызывали резонное любопытство. Дизайнерский изыск эпохи семидесятых или полезная фишка? И если полезная, то чем именно и почему ее нет у грузовиков других марок?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На части тиража угловые спойлеры отсутствовали.
На части тиража накладки отсутствовали.
(c) SuperTank17 | Wikipedia

Словно желая еще больше запутать публику, Камский автозавод часть машин выпускал без накладок, причем без видимой закономерности — и самосвалы, и бортовые грузовики, и седельные тягачи могли как иметь накладки, так и не иметь.

В 2000-х челнинские грузовики получили новые накладки
В 2000-х челнинские грузовики получили новые накладки большей площади.
(c) Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модернизация модельного ряда челнинского автопроизводителям изменила форму кабины. Накладки стали больше по площади и получили более изящную форму.

Зачем они нужны

Если вы внимательно присмотритесь к современным грузовикам, то обнаружите, что подобные украшения есть у многих из них. Правильно они называются угловыми обтекателями или боковыми спойлерами. Про кабины бескапотных грузовиков говорят, что они имеют аэродинамику кирпича. Однако с помощью спойлеров и других аэродинамических ухищрений ее обтекаемость удается существенно повысить.

Угловые спойлеры грузовика DAF XF106 фото
Угловые спойлеры есть у многих грузовиков — например, у этого DAF XF106.
(c) Fleetex
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается боковых спойлеров, их задача — перенаправить поток воздуха, стекающий с передка, и замедлить его отрыв. Это уменьшает завихрения, делает движение воздуха более плавным, и дает четыре выгоды.

  • Снижается аэродинамическое сопротивление и расход топлива — по некоторым оценкам, все спойлеры кабины улучшают обтекаемость на 5-15%. Улучшается также управляемость, растет максимальная скорость.
  • Уменьшается шум в кабине — водителю комфортнее ехать.
  • Зеркала и боковые поверхности машины меньше забрызгиваются.
  • Наконец, дизайнеры используют их, чтобы сделать вид дизайн кабины более привлекательным и менее квадратным.