Нужно ли вашей машине малозольное масло: простой ответ на сложный вопрос

Малозольные масла считаются более экологичными и безопасными для катализаторов. Несмотря на это, их антиподы – полнозольные масла – по-прежнему продаются в автомагазинах. И это вовсе не «пища для бедных», а качественные дорогие продукты. Зачем придумали малозольные масла, в чем их минусы и какое масло лучше подходит вашей ласточке?
Нужно ли вашей машине малозольное масло: простой ответ на сложный вопрос
(c) SIGAUS
При каждом такте поршневого двигателя в цилиндрах сгорает микроскопическое количество моторного масла.

При этом образуется зола – сульфатные и фосфорные соли металлов. Сразу оговоримся: не путайте золу с другими продуктами горения масла, нагаром и сажей. Нагар образует черную пленку «непереваренных» углеводородов на поверхности цилиндров, а сажа и зола уносятся в выхлопную систему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В выхлопной системе смесь выхлопных газов попадает на катализатор в бензиновых двигателях или на фильтр сажевых частиц (DPF) в дизеле. Сажа дожигается, разлагаясь на углекислый газ и водяные пары. А то, что катализатор или фильтр DPF пережечь не могут, и есть зола.

Выхлопная труба
(c) Needpix

Если золы много, то она начинает забивать поры катализатора или фильтра. Рано или поздно она заблокирует их настолько, что движок начнет терять мощность и вырастет расход топлива. С их наличием связана и вторая проблема: соли фосфора реагируют с платиной в катализаторе, уменьшая его эффективность. В конце концов, катализатор придется менять.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Металлы – в масле?!

Однако металлы в масле нужны по ряду причин. Именно соединения металлов обеспечивают полезные свойства многих присадок, добавляемых к моторным маслам. Они не дают образовываться отложениям и задирам на стенках цилиндров, замедляют коррозию и останавливают образование пены. Вспомните, что и в обычном мыле скользкость и моющие свойства обеспечивает соль – карбонат калия, или старый добрый поташ.

Как понижают зольность

Итак, налицо конфликт: присадки полезны, но присадки вредны. Чтобы решить эту проблему, автомобильные инженеры пробуют получить многие полезные свойства – щелочность, моющие свойства и другие – с применением органических заменителей солей. Это позволяет уменьшить содержание солей, а в конечном итоге – золы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так появились масла с пониженной зольностью – содержанием золы в продуктах сгорания масла, – которые в просторечье называются малозольными или низкозольными.

каталитического нейтрализатора
Зола забивает поры каталитического нейтрализатора выхлопных газов.
(c) Stahlkocher | Wikipedia

Как отличить

Главным образом нужно ориентироваться на этикетку.

  • Малозольные масла европейских брендов для бензиновых двигателей несут обозначения C1, C2, C3 или C4, а для дизельных – E6, E9 или E11, в соответствии со стандартом, разработанным Европейской ассоциацией автопроизводителей.

  • В Америке стандарты разрабатывает Американский нефтяной институт: здесь малозольные масла носят обозначения CJ-4, CK-4 и FA-4.

  • В Азии действует свой стандарт ILSAC.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Отличить малозольное масло можно по пометке Low SAPS или обозначению спецификации, такой как CI-4.
Отличить малозольное масло можно по пометке Low SAPS или обозначению спецификации, такой как CI-4.
(c) Texoil
  • Поскольку стандарты в автомобильной отрасли довольно быстро эволюционируют, мы рекомендуем соблюдать требования инструкции к конкретному автомобилю, где параметры зольности должны быть прописаны.

Кстати, вы знаете, что в катализаторах западных автомобилей используется платина, а в азиатских другой металл – родий? Разные свойства платины и родия влияют и на состав присадок в маслах – в азиатских более строгие ограничения по солям фосфора, зато нет ограничений по сульфатам. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы выбирать масло строго под требования конкретного автопроизводителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каким двигателям малозольные масла полезны

Если говорить в целом, то чем более современный двигатель, тем ниже должны быть параметры зольности – за немногочисленными исключениями.

  • Например, двигатели с турбокомпрессором, дающие до 100 л. с. на литр объема и более, требуют строго малозольного масла. Именно такие движки стоят в большинстве китайских моделей, заполонивших Россию в прошедшем году.

  • Затем, двигателям на газовом топливе нужно малозольное или специализированное масло, отмеченное аббревиатурами SNG или LPG.

Как правило, турбированным двигателям требуется малозольное масло.
Как правило, турбированным двигателям требуется малозольное масло.
(c) TurboTurbos
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кому малозольные масла противопоказаны

  • В первую очередь, старых двигателям экологического класса ниже Евро 3 малозольное масло не даст пользы – скорее, повредит.
  • Сложности с малозольными маслами возникнут также в регионах, где бензин соответствует классу Евро 3 или ниже. Такое топливо вредно влияет на свойства самого масла. Если по паспорту автомобиля нужно именно малозольное масло, то его придется чаще менять.
Форсированным двигателям требуется полнозольное масло
Форсированным двигателям требуется полнозольное масло из-за напряженных условий работы.
(c) Brabus
  • Еще одно исключение – «заряженные» двигатели таких марок, как Brabus или AMG. Им требуется полнозольное масло из-за более напряженных условий работы.