Что если бы «Москвичи» создавали инженеры Porsche: это почти случилось в 1970-х
![Что если бы «Москвичи» создавали инженеры Porsche: это почти случилось в 1970-х Что если бы «Москвичи» создавали инженеры Porsche: это почти случилось в 1970-х](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e2b/e2b82113478fc55ec24b60a9ebc718b3_ce_864x576x80x0_cropped_510x340.webp)
В 1973 году советская внешнеторговая организация «Автоэкспорт» убедила руководство Автозавода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК) обратиться к Porsche за консультацией. Продажи морально устаревшего «Москвича-412» в Европе катастрофически падали. АЗЛК уже работал над новой моделью, но нужно было как-то поддержать продажи в переходный период. Специалистам по стайлингу Porsche предложили попробовать осовременить машину, при этом не меняя кардинально ее конструкцию.
Попытка №1: Porsche 2140
Немцы сказали «яволь», засучили рукава и начали колдовать. Решетку радиатора из блестящей перекрасили в модный черный. Поставили широкие колесные диски и шины. Неудобный тонкий обруч руля обернули в губчатый пластик, изменили форму передней панели, добавили цветные тканевые вставки к обивке кресел, добавили удобные внутренние дверные ручки в стиле машин BMW тех времен. Запасное колесо обернули в чехол и поставили вертикально в багажнике, сделав его пространство более эргономичным.
![Москвич-412, модернизированный инженерами Porsche Москвич-412, модернизированный инженерами Porsche](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/5f4/5f40fb34a5551b84a3cc76b594f81d3f_cropped_510x319.webp)
Что у них получилось, судите сами – фотографии перед вами. Однако московские директора решили, что они сами с усами. Завод подготовил собственную модернизированную версию, получившую название «Москвич-2140». Успеха в экспорте она не имела.
![Салон Москвич-412, обновленный стилистами Porsche Салон Москвич-412, обновленный стилистами Porsche](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/b2f/b2f52eaeaa12140aee23a1897b2acf88_cropped_510x319.webp)
Попытка №2: «Москвич» о шести головах
Прослышав, что в Москве работают над новой моделью, Porsche решила попытать счастья и набиться АЗЛК в технологические партнеры. Инжиниринговый центр компании подготовил эскизные проекты собственного видения будущего «Москвича». Посмотрите на следующий рисунок: не правда ли, стилистически он и вправду напоминает будущий «Москвич-2141»? Только это сходство обманчиво: в создании 41-го Porsche не участвовала от слова «совсем».
![Дизайн-проект Porsche для автозавода Москвич, 1973 год Дизайн-проект Porsche для автозавода Москвич, 1973 год](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/902/90249ac3e1b80ee1b0dd7df8579bfc38_cropped_510x319.webp)
С технической точки зрения, немецкий концепт заметно отличается. Он длиннее на 20 см и, что важнее, имеет задний привод, в то время как «Москвич-2141» сделали переднеприводным.
Зато Porsche разработала не одну модель, а целое семейство на одной платформе с пятью вариантами кузовов, четырех- и шестицилиндровыми двигателями, а в придачу – внедорожный вариант с упрощенным кузовом, этакий кроссовер, внешне смахивающий на наш УАЗ-469.
![Дизайн-проект «Москвич», подготовленный фирмой Porsche Дизайн-проект «Москвич», подготовленный фирмой Porsche](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f4b/f4bfb6850dcf863d297a6aee8e1d949a_cropped_510x319.webp)
Попытка №3: горячий «Москвич»
Один раз случайность, второй – совпадение, решили боссы Porsche, третья попытка все решит. В 1976 году Porsche начала у себя в Германии производство маленького, но злого купе 924. И предложила русским совершенно дикую в 1970-х годах вещь: наладить ее производство в Москве.
![А хорош был бы «Москвичок», а? Porsche 924](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a28/a282bf24316bd85c93be5f9653676125_cropped_510x259.webp)
Получив отказ в третий раз, компания наконец поставила крест на сотрудничестве с АЗЛК. Тем более, что гораздо более интересное сотрудничество проклевывалось с Волжским автозаводом – как хорошо известно, немецкие инженеры внесли весомый вклад в создание легендарной модели Lada Samara.
Чем объяснить интерес Porsche к СССР
Достоверного ответа на этот вопрос вряд ли кто найдет.
Возможно, дело в ностальгических воспоминаниях самого Фердинанда Порше, основателя компании. В 1930-х годах советское правительство пригласило его в нашу страну. Он долго путешествовал и общался с советскими специалистами, посещал разные заводы, даже военные, и в конце получил приглашение переехать в Советский Союз. Порше отказался, сославшись на то, что «уже стар», чтобы идти на такие резкие перемены в жизни.