Боевой слон: 10 необычных военных машин на базе КрАЗа
![Боевой слон: 10 необычных военных машин на базе КрАЗа Боевой слон: 10 необычных военных машин на базе КрАЗа](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/265/2652971eebfee04a124a8b937edc12cf_ce_1020x680x2x0_cropped_510x340.webp)
КрАЗ-255 стал первой машиной, разработанной конструкторами Кременчугского автозавода, и начал поступать в войска в 1967 году. Машина практически сразу после рождения прошла модернизацию, получив новый двигатель – это объясняет, почему большинство существующих машин носят наименование КрАЗ-255Б,
Затем в 1979-м его сменил более совершенный КрАЗ-260: новая машина выполняла те же задачи, только лучше, понятное дело.
«Автобус» и тягач
Основой семейства стал бортовой грузовик, который не только возил солдат и грузы в кузове, но и мог буксировать тяжелый прицеп с другой техникой.
![Радиозащищенный КрАЗ-255БМ везет бронетранспортер БП-ЛМ на прицепе МАЗ-4703. Радиозащищенный КрАЗ-255БМ везет бронетранспортер БП-ЛМ на прицепе МАЗ-4703. фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/4db/4db999b02834fe90094090cdf3a9cb58_cropped_510x196.webp)
Ракетовоз
Вторым вариантом стал седельный тягач КрАЗ-255В1, служивший, в том числе, в ракетных войсках. Интересно, что прицепы и полуприцепы для КрАЗов часто делали не в Кременчуге, а в соседней Беларуси на Минском автозаводе.
![КрАЗ-255В1 с установкой 5Т83М комплекса «Вега» на прицепе МАЗ-938Б. КрАЗ-255В1 с установкой 5Т83М комплекса «Вега» на прицепе МАЗ-938Б. фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/fcb/fcb5973ca3992967975187f99be73a33_cropped_510x282.webp)
Противовоздушная оборона
Другим заказчиком этих машин были войска ПВО, хотя и всего в одной роли: на них ставили радиолокационную систему ПРВ-16Б, предназначенную для пеленгования и определения высоты полета низколетящих целей в составе ЗРК «Куб».
![КрАЗ-255Б с высотомером ПРВ-16Б. КрАЗ-255Б с высотомером ПРВ-16Б. фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e19/e193ed7ba178e257ee36a566663b540f_cropped_510x638.webp)
Топливозаправщик
Топливозаправщики на базе КрАЗ делали в нескольких версиях. Самыми простыми были автоцистерны АЦ-8,5 и АЦ-9,5. На аэродромах работали ТЗА-8 с более мощными насосами и богатым оснащением.
![Цистерна АКЦ-4 для заправки ракетных двигателей кислотой. Цистерна АКЦ-4 для заправки ракетных двигателей кислотой. фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/596/5969b0fc54cbfc0c5a49bf215adede20_cropped_510x246.webp)
Флотские автоцистерны АЦМ-7 возили на причалы мазут и подогретые масла. Наконец, существовала особая цистерна АКЦ-4 для заправки ракетных двигателей кислотой.
Землеройка
Буровая установка ПБУ-200 транспортировалась аж на трех КрАЗах. С ее помощью инженерные войска могли пробурить даже твердые породы, чтобы обеспечить водоснабжение.
![Буровая установка ПБУ-200 на шасси КрАЗ-255Б1. Буровая установка ПБУ-200 на шасси КрАЗ-255Б1. фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/2f5/2f56e9f2f8c46784ee7981d1e8946c21_cropped_510x282.webp)
Экскаваторы Э-305БВ и более мощный и популярный ЭОВ-4421 применялись для возведения фортификаций и других земляных работ.
![Экскаватор ЭОВ-4421. Экскаватор ЭОВ-4421. фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e99/e9960647ed9a148519a5a760df432dc0_cropped_510x323.webp)
Сапер
Но пора перейти к самому вкусному. Мостоукладчики ТММ-3 от предшественников отличались тем, что колея у мостового блока может раздвигаться, чтобы пропускать даже тяжелую технику.
![Мостоукладчик ТММ-3. Мостоукладчик ТММ-3. фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/834/8343763b55708bffc608de9837a9db2b_cropped_510x340.webp)
Для переправы через широкие водные преграды инженерные войска могли предложить два решения: навсети понтонный мост или построить низкий мост на сваях. В первом случае к берегу подгоняли грузовики с раскладными звеньями понтонно-мостового парка (ПМП). К ним в комплект прилагались машины, перевозившие буксирные катера, использовавшиеся для стыковки звеньев. В 1980-е годы усовершенствованные плавучие мосты этого типа ППС-84 «Амур» могли пропускать даже многоосные ракетоносцы.
А чтобы построить мост, использовали армейские сваебойные машины УСБ и более совершенные УСМ. Такие машины могли наводить мост со скоростью до 15 метров в час.
![Сваебойная установка УСМ в экспозиции Музея артиллерии, инженерных войск и связи в С.-Петербурге. Сваебойная установка УСМ в экспозиции Музея артиллерии, инженерных войск и связи в С.-Петербурге. фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7ad/7ad7c718d0fe869da7794b6663790f27_cropped_510x316.webp)
Дворник для аэродрома
А этот корходон предназначен для очистки аэродромов и называется тяжелая вакуумно-уборочная машина В-63. Такие устанавливали на грузовик КрАЗ-257 с колесной формулой 6х4.
![Машина для очистки аэродромов В-63. Машина для очистки аэродромов В-63. фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ba7/ba725934816e423542f46a183d82ab62_cropped_510x289.webp)