«5000 тонн, Карл!» Как работают кольцевые краны — огромные и очень редкие

Это последнее громкое достижение кольцевых кранов – редкого типа кранового оборудования. «Кольцевые» — это не устоявшийся термин, а калька с английского ring crane. Его русскоязычный аналог, по-видимому, до сих пор не выработан.
По имеющимся сведениям, в мире вряд ли наберется хотя бы десяток подобных устройств. Их главная особенность – тяжелое кольцо в основании, на котором кран вращается. Колесо служит якорем для крана, препятствующим его опрокидыванию. Большой радиус обеспечивает отличную устойчивость.

Самым большим из них считается Sarens SGC-250, тот самый «Верзила Карл» (Big Carl). Длина его стрелы достигает 275 м, а вес поднимаемого груза – 5000 тонн.
Такую же и даже большую грузоподъемность могут иметь краны других типов – например, балочные. Однако достоинство кольцевых кранов в большом радиусе работы с одного места.
Самый большой кран в России
К тому же типу принадлежит четвертый крупнейший кран мира и самый большой кран, когда-либо работавший в России. В 2018 году его установили на стройке Амурского ГПЗ. При грузоподъемности 1600 тонн, он имеет стрелу длиной 108 м. Его специально привезли, чтобы перегрузить с барж на берег крупногабаритное оборудование – колонну установки выделения азота и деметанизатор.

Владеют этими кранами операторы, число которых в мире можно пересчитать по пальцам одной руки, и возят их по миру от одной большой стройки к другой. Тот, что работал на Амуре, был построен на заводе Liebherr, а владеет им голландская компания Mammoet.