В середине 1950-х самой дешевой и компактной машиной, выпускавшейся в СССР, был «Москвич». В минавтопрома знали, что на Западе делают и более компактные автомобили – взять тот же Fiat или немецкий Volkswagen Kafer, – и решили, что гражданам Союза такая машина тоже нужна. Создать ее должен был Московский завод малолитражных автомобилей, где делались «Москвичи» (тогда Запорожский автозавод еще не существовал).
Как превратить Fiat в «Запорожец»: изучаем логику советских инженеров

Если вам интересно узнать главные отличия ЗАЗ-965 и Fiat 600, здесь вы найдете наш старый разбор. Сейчас лишь кратко перечислю их:
- двигатель – у Fiat рядный, водяного охлаждения, у нашей машины V4 с воздушным охлаждением,
- шасси – у западной машины передняя подвеска сделана на поперечной рессоре, у советской на торсионах,
- форма кузова – у первой гладкая покатая крыша, у второй выступающий капот.


Fiat повлиял на проект «Запорожца» – это правда
Несколько экземпляров 600-й были закуплены для изучения инженерами МЗМА. Те сделали вывод, что прямым копированием хорошую машину не создашь, и надо внести важные изменения.
«Москвич-444»: начало
Главной заменой стал двигатель. Аналога мотора Fiat у советских конструкторов не было, а москвичевский был великоват. Перебрав варианты, решили применить оппозитный мотоциклетный мотор МД-65 с 2 цилиндрами, объемом 650 куб. см и мощностью 17 л. с.
Это сразу повлекло массу изменений. Из-за торчащих в стороны цилиндров ирбитский мотор едва влезал под капот, и его форму пришлось изменить. Низко торчащий масляный картер грозил задеть дорогу на ухабах, поэтому в задние колеса встроили редукторы для увеличения просвета.


Уже на первых прототипах диаметр колес увеличили с 12 до 13 дюймов в расчете на плохие дороги, а коробку передач усилили.
Интересной находкой стали одинаковые лобовое и заднее стекла: унификация удешевляла автомобиль.
«Москвич-560»: муки выбора
Испытания показали, что МД-65 для автомобиля все же слабоват, особенно на низких оборотах. На плохих дорогах водителям приходилось все время подгазовывать, чтобы он не заглох, и из-за этого он стремительно разрушался: уже через 30 тысяч км ему был нужен капремонт.
Пришлось разрабатывать новый двигатель. Национальный автомобильный институт приготовил два варианта: оппозитный 4-цилиндровый, похожий на двигатель Volkswagen Kafer («Жук»), и более оригинальный V4.
Оба мотора были с воздушным охлаждением. В условиях Советского Союза, это сильно упрощало жизнь автовладельцев: не надо сливать воду и искать дефицитный антифриз, сам двигатель проще ремонтировать.
Оппозитный разработали раньше. Но на МЗМА его раскритиковали: низкий и широкий, он плохо вписывался в моторный отсек малолитражки, тем более, что увеличенные колеса сделали пространство совсем крохотным. Охлаждение оппозитника было рассчитано на его установку спереди, а не сзади.
Второй мотор был компактнее и понравился больше. Разработчиков «Москвича» поддержали военные: в те годы велась разработка легкого транспортера-амфибии, а создатели военных машин имели большой вес в решениях о том, какие агрегаты производить на советских заводах.
Так родилась вторая итерация «Москвича», получившая индекс 560 и штатный мотор. Редукторы в задних колесах стали не нужны и их убрали.

А вот переднюю подвеску поменяли по сравнению с «Фиатом» и с прототипом 444, чтобы сделать ее компактнее, чтобы увеличенные колеса не так серьезно сокращали объем багажника. Новая подвеска на продольных рычагах и торсионах была больше похожа на подвеску немецкого Volkswagen Kafer.
В таком виде автомобиль и передали в Запорожье для производства.