Директор завода Сергей Сериков рассказал ему, что новая модель прошла государственные испытания и рекомендована к производству. До запуска ее в производство оставалось больше года. И дал журналисту прокатиться на опытном образце – не за рулем, но пассажиром, в сопровождении заводского шофера Петра Митрофановича Брыля.
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

Корреспондент «За рулем» приехал на , чтобы своими глазами увидеть машину, о которой уже давно ходили слухи и писали все газеты СССР. Предыдущий «Запорожец» ЗАЗ-965, получивший в народе прозвище «горбатого», на тот момент был все еще свежей моделью, выпускавшейся около пяти лет. Понятно, что новости о подготовке новой модели удивляли и вызывали ажиотаж.


Строгий и элегантный
Внешность машины привела в восторг не только автора тест-драйва, назвавшего новинку «строгой и элегантной, со сдержанным использованием хрома», но и горожан, смотревших во все глаза на машину, проезжавшую по улицам Запорожья, и махавших ей рукой.
Похвалил автор и задние фонари, «крупные и хорошо заметные», с нарядным хромированным ободком. А также воздухозаборники, знаменитые «уши», расположенные «в местах наименьшей запыленности». О недостатках этих ушей станет известно гораздо позже.

Тихий и удобный
Салон порадовал простором, хорошей обзорностью, стильным и удобным «штурвалом», как советский журналист упорно называл руль. Обзор через большие окна был хорош во все стороны, а двухспицевый руль не загораживал панель приборов. Порадовал переносной отопитель и двери, открывающиеся вперед, в отличие от суицидальных дверей ЗАЗ-965.
Предшественника ругали за крохотный багажник, а на новой модели он заметно увеличился, потому что бензобак перенесли под задний диван.
И уж совсем роскошью казались пепельница, зажигалка и радиоприемник (судя по всему, на серийных экземплярах последний все же отсутствовал).

Убийца «Москвичей»
«Поворот ключа и... чуть слышно заработал мотор. Минуем заводские ворота». Журналиста порадовала динамичность модели, державшейся в потоке на уровне прочих машин («горбатому» это давалось с трудом).
«Стоп! Красный свет! На линии выстраиваются, словно спринтеры, "Волга", наша малолитражка и два "Москвича"», – пишет он. Ну драг-рейсинг и только...
«Зеленый свет – старт! Совершенно неожиданно "Запорожец" оставляет позади своих попутчиков... На лицах водителей удивление и зависть».
Легко миновав холмистый район с чередой поворотов, подъемов и спусков, машина выехала за город и на трассе легко держала 95-100 км/ч, причем запас мощности еще оставался. «На ней стоит 34-сильный движок, и то удержу нет, – объяснил водитель Брыль. – А ведь впоследствии будет стоять двигатель в сорок сил».
Смотря с чем сравнивать
Предыдущая модель ЗАЗ-965 стала во многом революционной для советского автопрома. Наконец, у граждан СССР был собственный по-настоящему доступный автомобиль. Однако с технической точки зрения его почти сразу определили как неудачную со всех сторон – тесную, тихоходную и ненадежную.
966-й стал обратным случаем: по многим показателям, от коррозионной стойкости кузова до проходимости, он бил не только предшественника, но и те же «Москвичи» и «Волги».

Понятное дело, что технический прогресс неумолим, и со временем даже самые удачные модели вынуждены уступить совершенству машин следующего поколения. С точки зрения 21 века, «ушастый Запорожец» уже не назовешь просторным, бесшумным и динамичным, а его задние фонари вовсе не кажутся крупными и хорошо заметными.
И все же после чтения этой истории сложно всерьез воспринимать стоны современных водителей, что 106-сильный двигатель Lada Granta «как-то слабоват», не правда ли.