Статью можно прослушать

Какой грузовик лучше, ГАЗ-51 или ЗИС-5: вопрос странный, но каков ответ!

Нелепо их сравнивать, не правда ли. Они принадлежат к разным классам по грузоподъемности и к разным поколениям: ЗИС из довоенной плеяды советских грузовиков, а ГАЗ – из первого послевоенного поколения. Однако председатели колхозов задавались этим вопросом с полной серьезностью.
Рома Назаров
Рома Назаров
Какой грузовик лучше, ГАЗ-51 или ЗИС-5: вопрос странный, но каков ответ!
В общественном достоянии
Послушать текст
Содержание

Производство ЗИС-5 и его модернизированной версии УралЗИС-355 продолжалось 20 лет после окончания Великой Отечественной войны, вплоть до 1965 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За этот срок Горьковский автозавод и Завод имени Лихачева успели освоить производство куда более современных ГАЗ-51 и ЗИС-150, более того, перейти на второе послевоенное поколение – модели ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. А довоенная «трехтонка» ЗИС все продолжала сходить с конвейера Уральского автозавода.

Объяснение этому парадоксу ищите в статье автоисторика Максима Соколова, опубликованной в издании «Грузовик Пресс». Не ставлю задачу пересказать ее целиком, тем более, что читать эту историю больно. Но суть в том, что жизнь ЗИСу продлевали по просьбам советского сельского хозяйства и по той причине, что ГАЗ-51 оказался неспособен справиться с задачами, для которых создавался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Фермер», контуженный немецкими бомбами

ГАЗ-51 не повезло в решающий момент его разработки. КБ ГАЗ начало его разработку в последние довоенные годы, ориентируясь на американские фермерские грузовички, предки нынешних пикапов. От «нормальных» грузовиков эти машины отличаются облегченной конструкцией и моторами, как правило, позаимствованными у легковых автомобилей.

Первые прототипы 51-го действительно напоминали «фермеров» Ford, Chevrolet или Dodge. И подходящий легковой мотор ГАЗ-11 Горьковский автозавод успел внедрить в производство.

Довоенный прототип будущего грузовика ГАЗ-51
Довоенный прототип будущего ГАЗ-51
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На беду, в 1943 году завод пострадал от сильной бомбардировки. Доработать довоенный проект времени уже не оставалось, и чтобы не сорвать поставленные правительством сроки, конструкторы пошли по легкому пути, взяв мосты и кабину от американского трехосного грузовика Studebaker US6 – его поставляли в СССР по ленд-лизу и собирали на горьковском конвейере.

Studebaker US6 грузовик
Studebaker US6
В общественном достоянии
Прототип ГАЗ-51 образца 1944 года историческое фото
Прототип ГАЗ-51 образца 1944 года
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этого не писали в газетах

С шасси и кабиной от тяжелой армейской машины, будущий ГАЗ-51 стал заметно тяжелее, что ухудшило динамику и экономичность. Соколов приводит интересную цифру. Коэффициент тары (соотношение собственной массы к грузоподъемности) у ГАЗ-51 был около 2,2. А у более тяжелого ЗИС-150, производившегося в те же годы – 0,975. То есть, ГАЗ перевозил груз весом менее половины собственного веса, а ЗИС – груз больше себя самого. С прицепом «газон» работать вообще не мог.

Во время осенних и весенних работ «газоны» всегда выезжали в поля в сопровождении тракторов, чтобы тянуть их на буксире по раскисшей грязи.

Для колхозов было плохо еще и то, что вес ГАЗ-51 было неоптимально распределен по осям. Из-за перегруженных передних колес он постоянно вяз на раскисшем грунте и в снегу. Для заокеанских фермерских пикапов это некритично, поскольку климат в США более сухой и теплый, дороги твердые. А в колхозах при осенних и весенних работах «газоны» всегда выезжали в поля в сопровождении тракторов, чтобы тянуть их на буксире по раскисшей грязи. Слабенькие моторы в этих условиях изнашивались так быстро, что через полгода-год работы машины приходилось отправлять в капитальный ремонт или на замену двигателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ГАЗ-51 уборка зерна ссср
Вы не задавались вопросом, почему на фотографиях ГАЗ-51 из советских газет всегда стоит солнечная погода?
В общественном достоянии

Настоящий сельский труженик

А вот старенький ЗИС-5 был лишен этих недостатков. Создавался он как полноценный грузовой автомобиль, со специализированным двигателем, рассчитанным на тяжелые нагрузки, и тщательно выверенной «грузовой» развесовкой по осям.

ЗИС-5 грузовик
ЗИС-5
В общественном достоянии
УралЗИС-355М грузовик
УралЗИС-355М — облагороженный и модернизированный вариант ЗИСа
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, его паспортная грузоподъемность оказалась близка к ГАЗ-51 – 3 тонны, против 2,5 тонн. На практике, ЗИС был способен везти даже больший груз (особенно с прицепом), а «газону», напротив, в сложных условиях приходилось уменьшать норму. Получалось, что один водитель ЗИСа был способен выполнять в два раза большую норму, принося прибыль.

По комфортабельности и легкости управления более современный ГАЗ, конечно, был на голову выше. И на асфальте, где их недостатки не играли такой роли, они лучше справлялись с работой. Но сельские работники просили не снимать с конвейера ЗИС и его развитие – УралЗИС-355М.

Уроки истории

Забегая вперед, скажем, что лишь в 1980-х модельные ряды советских автозаводов были пересмотрены в правильную сторону. Сельскохозяйственные автомобили стали такими, какими должны были стать. Родилась «ГАЗель» – настоящий фермерский грузовик – и полноприводный КАЗ-4540, как нельзя лучше подходящий для полевых работ. Их истории читайте по ссылкам ниже.