Когда в 1932 году в СССР появился первый отечественный легковой автомобиль ГАЗ-А, купить его в частные руки было нельзя. Машины распределяли по предприятиям. Такова была идеология: рабочие и крестьяне совместно владеют всей собственностью – скотом и тракторами в колхозах, станками и домами в городах. Вот и автомобили были общей собственностью.
«Так ты "Опель" или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич»

Когда разрешили частные авто
Но уже несколько лет спустя произошел идеологический поворот: автомобили стали выдавать в награду национальным героям – стахановцам, летчикам-испытателям, деятелям культуры. Тогда-то правительство и распорядилось разработать отечественный «народный» автомобиль, который трудящиеся могли бы получить в собственность. Задачу его создания поручили Государственному автосборочному заводу имени Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ) в Москве.
С чего бы так? Руководители Компартии смекнули, что получить звание «Ударник труда» становится заманчивее, если к титулу прибавляется материальная награда – например, тот же автомобиль.

В Совнаркоме также поняли, что частный автомобиль – это легкий способ подготовить большое количество опытных водителей, которые в случае войны станут ценным кадровым активом.
Opel или Ford
«Москвич-400» был создан на базе немецкой модели Opel Kadett K38.
Однако первый прототип будущего «Москвича», носивший название КИМ-10-50, был разработан на базе английской малолитражки Ford Prefect. Но машину раскритиковал сам Сталин. Больше всего ему не понравилось, что у автомобиля двухдверный кузов. Во время показа в Кремле КИМ-10-50 сравнили с несколькими иностранными моделями, и больше всего вождю народов понравился четырехдверный Opel Kadett K38.


Откуда тогда взялся Opel? Дело в том, что за время войны практически весь задел по малолитражке КИМ-10 был утерян. И вместо того чтобы его восстанавливать, решили в спешном порядке создать автомобиль на базе того самого «Кадетта» К38. Благо из Германии по контрибуции вывезли часть оснастки для его производства. Однако отсутствовала почти вся техническая документация. Тогда в Германии было создано временное конструкторское бюро, в которое вошли специалисты Московского завода и немецкие бывшие инженеры Opel, которые по нескольким живым экземплярам Kadett заново разработали всю документацию.

Надо заметить, что «Москвич» был не копией, а скорее развитием Opel Kadett – как если бы автомобиль сменил адрес с Германии на СССР и продолжил развиваться. Советские конструкторы убрали семафорные указатели поворотов, немного улучшили материалы отделки салона. Сразу после начала выпуска автомобиль начали потихоньку модернизировать. Рычаг передач и сцепление перенесли с пола на колонку рулевого управления для большего удобства. Позже был модернизирован двигатель – его мощность выросла с 23 до 26 лошадиных сил. Такая версия получила название «Москвич-401».
Почему «Москвич»
Малолитражка стала первым советским автомобилем с нейтральным названием, не пропитанным идеологией. Довоенный ГАЗ-М1 назывался «Молотовец», легковая ГАЗ-М20 – «Победа», внедорожник ГАЗ-69 – «Труженик». И будущий «Москвич» ведь изначально назывался КИМ – напоминая о мировой революции и духе коммунизма.

По одной из версий, причиной смены названия стало празднование 800-летия Москвы в 1947 году. А может быть, слово «Москвич» получило героический оттенок благодаря подвигу жителей столицы в годы Великой Отечественной войны. Да и название завода к тому времени изменилось с КИМ на Московский завод малолитражных автомобилей. Какая из версий верна, мы, наверное, никогда не узнаем.