Статью можно прослушать

Культовая не только в СССР: 5 двойников «Жигулей» из разных стран, о которых вы точно не знали

Первая модель ВАЗ, знаменитая «копейка» 2101, была лицензионной копией итальянской легковушки Fiat 124. Отечественная модель стала самым знаменитым двойником «Фиата», но не единственным.
Рома Назаров
Рома Назаров
Культовая не только в СССР: 5 двойников «Жигулей» из разных стран, о которых вы точно не знали
Saygin Sancar — Flickr
Послушать текст
Содержание

Начнем с каверзного вопроса: какой автомобиль изображен на заглавном фото — Fiat или ВАЗ? Учитывая, насколько итальянская и советская машины похожи, задание непростое, не правда ли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правильный ответ: ни тот, ни другой. Это турецкое «прочтение» темы 124-го, получившее название Murat.

Fiat 124 Speciale image
Fiat 124 Speciale
pizzodisevo - Wikipedia

Fiat 124 чуть ли не рекордсмен по числу случаев ребеджинга – производства одной и той же модели под разными брендами, как правило, в виде лицензионной копии. Где только его не выпускали – в СССР, Турции, Индии, Малайзии, Болгарии... всего не менее чем в 8 странах!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причина в том, что автомобиль получился технически очень удачным – простой, просторный, резвый и неприхотливый. В 1967 году он стал «Автомобилем года» в Европе.

Порой в копию вносили технические изменения, и тогда она становилась вещью в себе, самобытным явлением. Так произошло с «Жигулями», ведь советские конструкторы серьезно усовершенствовали авто перед тем, как поставить его на конвейер. В этом смысле, все «классические» заднеприводные модели ВАЗ являются двойниками Fiat.

ВАЗ-2101 Жигули фото
ВАЗ-2101 Жигули
Asterion - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А теперь познакомимся с собратьями отечественной модели.

Испания: Seat

Как и советские инженеры, испанцы доработали автомобиль, отказавшись от тупого копирования. Добавив некоторые элементы «старшей» модели Fiat 125 (в СССР она превратилась в ВАЗ-2103), на Seat сделали более премиумную модель Seat 124.

Seat 124 image
Seat 124
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Италии машина сошла с конвейера в 1972 году, а в Испании ее выпуск продолжался до 1980-го. В 1975 году ателье Giorgetto Giugiaro сделало ей небольшой рестайлинг.

Индия: Premier

Как выглядела джуджаровская рестайлинговая версия, вы видите на следующем фото. В 1985 году ее поставили на конвейер в Индии под именем Premier 118NE и выпускали вплоть до 2001 года. Смахивает на советскую «пятерку» 2105, не правда ли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Premier 118NE image
Premier 118NE
Wikipedia

Болгария: Pirin-Fiat

Маленькая социалистическая страна обскакала СССР: у нас «Жигули» начали делать в 1970-м, а в Болгарии на 3 года раньше под брендом Pirin-Fiat. Но если советская машина была отечественного производства до последней гайки, то болгары лишь собирали свою из узлов, присланных из Италии. Уже в 1971 году ее производство прекратилось, и страна начала импортировать нашу модель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Pirin-Fiat 124 image
Pirin-Fiat 124
Wikipedia

Турция: Tofaş

В том же 1971 году производство все той же машины наладили на турецком заводе в Бурсе под названием Murat 124, и продолжали до 1977 года. Затем последовал перерыв, и в 1984-м начали выпускать ее рестайлинговый вариант с прямоугольными фарами, названный Serçe. И делали в течение десяти лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Tofaş Serçe image
Tofaş Serçe
OnkelFordTaunus - Wikipedia

Турецкий вариант стал вторым по массовости после советской: всего было выпущено более 134 тысяч экземпляров. Для сравнения, тираж ВАЗ-2101 лишь немного не достиг 5 миллионов.

Корея: Kia

Не удивляйтесь, нынешняя Kia с 1970 по 1975 годы тоже делала двойника «копейки» под именем Fiat-Kia 124, но в относительно небольшом количестве – всего сделали менее 7 000 штук.