Статью можно прослушать

Парадоксы ушедшей эпохи: почему в СССР не делали «автомобиль для многодетных»

Несколько раз отечественный автопром пытался сделать минивэн – автомобиль для большой семьи, – и каждый раз попытка заканчивалась фиаско.
Рома Назаров
Рома Назаров
Парадоксы ушедшей эпохи: почему в СССР не делали «автомобиль для многодетных»
В общественном достоянии
Послушать текст
Содержание

В советские времена многодетных семей было в разы больше, чем сейчас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но как бы ни воспевали партийные идеологи материнский подвиг, в реальности эта категория граждан была обделена социальными благами. Например, автомобили для нее родной автопром просто не делал.

От «Запорожца» до ЗИМа

Посудите сами. Уже при трех детях в семье «Запорожец» отпадает, а это самая дешевая и доступная машина.

«Москвич» вместит двух взрослых и трех детей, но не больше.

В «Волге» шесть мест, но ее цена для 90% семей запредельна. А если в вашей семье пять детей — тогда цена просто не имеет значения, она не подходит.

Остается огромный восьмиместный ЗИМ, который разрешалось купить в личное владение, в отличие от последующей «Чайки». Но кто выложит за него цену, как за две «Волги»? Ну разве что многодетный академик...

А как же микроавтобус РАФ-977? Нет, для семейного использования он великоват. А главное – в частные руки не продается.

РАФ-977 автобус
РАФ-977
Каталог К. В. Х.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нет, таким семьям нужно что-то многоместное, но доступное, как легковушка – такие автомобили образовали класс минивэнов.

«Москвич» и РАФ: кто лучше

О создании такого автомобиля в правительстве думали. В 1957 году Московский завод малолитражных автомобилей и Рижская автобусная фабрика разработали очень похожие проекты 8-9 местных семейно-туристических микроавтобусов – слова «минивэн» тогда не было.

Москвич-вэн

Московский проект так и не получил официального названия. Именно он лучше всего воплотил принцип трансформируемого салона – важной фишки минивэнов. Сиденья в нем легкосъемные, есть дверь сзади для загрузки больших грузов и боковая дверь.

москвич микроавтобус ссср
Архив "За рулем"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спиридитис

Латышскую машину назвали РАФ-08 «Спиридитис», а позже переименовали в РАФ-978. Вагончик «Москвич» делался на агрегатах «Москвич-407», а «рафик» получил широкую унификацию с большим серийным микроавтобусом модели 977, в том числе, двигатель и мосты от «Волги».

раф-08 спиридитис
Архив "За рулем"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На вид рижская машина симпатичнее, но московская имела более совершенную подвеску, экономичный двигатель и облегченный кузов с широким использованием алюминиевых листов.

Машины нет, но вы держитесь

Сначала оба проекта получали поддержку сверху. «Спиридитис» даже возили на международные выставки в составе советской экспозиции, показывая рядом с «Волгами» и «Чайками».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
микроавтобусы РАФ-977 и 978 на Женевском автосалоне, 1960 г.
РАФ-977 и 978 на Женевском автосалоне, 1960 г.
Архив "За рулем"

Но в серию Минавтопром не позволил их запустить. МЗМА получил стандартное объяснение: у вас нет мощностей, чтобы освоить еще одну модель (отчасти это было правдой). По РАФу постановили: нецелесообразно. Есть более крупный микроавтобус, его одного хватит.

Так и не решился вопрос с минивэном до самого распада Советского Союза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему на самом деле отказались от минивэна

Надежного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Официальная причина закрытия проектов выглядит как неубедительная отговорка. История показывает: если что-то очень хочется сделать, то мощности находятся, и о расплывчатой «целесообразности» разговор прекращается.

КПСС боялась минивэна: слишком соблазнительной для населения была возможность на нем зарабатывать.

Есть лишь версия. КПСС боялась минивэна: очень уж соблазнительной для населения была возможность с его помощью зарабатывать в свой карман. Предпринимательство в советские времена считали преступлением, но разве это могло остановить семью, которой приходится делить стандартную зарплату колхозников или рабочих на 7-8 ртов?

Последний прототип РАФ-978 автобус
Последний прототип РАФ-978
Архив "За рулем"

Может быть, эта гипотеза неверна. Если у вас есть другие – поделитесь в комментарии. И читайте по ссылкам выше подробные истории «Москвич-вэна», «Спиридитиса» и еще одного авто того же класса, появившегося гораздо позже.