В советские времена многодетных семей было в разы больше, чем сейчас.
Парадоксы ушедшей эпохи: почему в СССР не делали «автомобиль для многодетных»

Достаточно сказать, что почетное звание «Мать-героиня» получили более 400 тысяч женщин — а его давали лишь родившим более 10 детей.
Но как бы ни воспевали партийные идеологи материнский подвиг, в реальности эта категория граждан была обделена социальными благами. Например, автомобили для нее родной автопром просто не делал.
От «Запорожца» до ЗИМа
Посудите сами. Уже при трех детях в семье «Запорожец» отпадает, а это самая дешевая и доступная машина.
«Москвич» вместит двух взрослых и трех детей, но не больше.
В «Волге» шесть мест, но ее цена для 90% семей запредельна. А если в вашей семье пять детей — тогда цена просто не имеет значения, она не подходит.
Остается огромный восьмиместный ЗИМ, который разрешалось купить в личное владение, в отличие от последующей «Чайки». Но кто выложит за него цену, как за две «Волги»? Ну разве что многодетный академик...
А как же микроавтобус РАФ-977? Нет, для семейного использования он великоват. А главное – в частные руки не продается.

Нет, таким семьям нужно что-то многоместное, но доступное, как легковушка – такие автомобили образовали класс минивэнов.
«Москвич» и РАФ: кто лучше
О создании такого автомобиля в правительстве думали. В 1957 году Московский завод малолитражных автомобилей и Рижская автобусная фабрика разработали очень похожие проекты 8-9 местных семейно-туристических микроавтобусов – слова «минивэн» тогда не было.
Москвич-вэн
Московский проект так и не получил официального названия. Именно он лучше всего воплотил принцип трансформируемого салона – важной фишки минивэнов. Сиденья в нем легкосъемные, есть дверь сзади для загрузки больших грузов и боковая дверь.

Спиридитис
Латышскую машину назвали РАФ-08 «Спиридитис», а позже переименовали в РАФ-978. Вагончик «Москвич» делался на агрегатах «Москвич-407», а «рафик» получил широкую унификацию с большим серийным микроавтобусом модели 977, в том числе, двигатель и мосты от «Волги».

На вид рижская машина симпатичнее, но московская имела более совершенную подвеску, экономичный двигатель и облегченный кузов с широким использованием алюминиевых листов.
Машины нет, но вы держитесь
Сначала оба проекта получали поддержку сверху. «Спиридитис» даже возили на международные выставки в составе советской экспозиции, показывая рядом с «Волгами» и «Чайками».

Но в серию Минавтопром не позволил их запустить. МЗМА получил стандартное объяснение: у вас нет мощностей, чтобы освоить еще одну модель (отчасти это было правдой). По РАФу постановили: нецелесообразно. Есть более крупный микроавтобус, его одного хватит.
Так и не решился вопрос с минивэном до самого распада Советского Союза.
Почему на самом деле отказались от минивэна
Надежного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Официальная причина закрытия проектов выглядит как неубедительная отговорка. История показывает: если что-то очень хочется сделать, то мощности находятся, и о расплывчатой «целесообразности» разговор прекращается.
Есть лишь версия. КПСС боялась минивэна: очень уж соблазнительной для населения была возможность с его помощью зарабатывать в свой карман. Предпринимательство в советские времена считали преступлением, но разве это могло остановить семью, которой приходится делить стандартную зарплату колхозников или рабочих на 7-8 ртов?

Может быть, эта гипотеза неверна. Если у вас есть другие – поделитесь в комментарии. И читайте по ссылкам выше подробные истории «Москвич-вэна», «Спиридитиса» и еще одного авто того же класса, появившегося гораздо позже.
