Пулемёт, мотор и 4 колеса: как работал безумный и смелый концепт первого боевого автомобиля

В конце 19 века ещё никто не знал, какими должны быть боевые машины. Первый вооружённый автомобиль в мировой истории выглядел вот так.
Пулемёт, мотор и 4 колеса: как работал безумный и смелый концепт первого боевого автомобиля
Autocar
Человек в котелке, позирующий в седле — его создатель, некто Фредерик Симмс.

Это имя может быть вам знакомо, если вы интересуетесь историей военной техники или автомобилей. Ему мы обязаны появлением в словаре слов petrol («бензин» — англ.) и motorway («автодорога»). Его усилиями родилась британская автомобильная промышленность, марка Daimler и первый в мире работающий танк.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Машины военного назначения у этого инженера-предпринимателя вызывали особый интерес. В конце 19 века ещё никто не знал, какой должна быть военная техника с бензиновыми моторами: было лишь ясно, что рано или поздно она станет грозной силой. Это было время проб и экспериментов; время, когда скорость перемещения войск диктовалась скоростью шага лошади или пешего человека.

Motor Scout Quadricycle

Это название можно перевести как «разведывательный мото-квадрицикл». Созданный Симмсом в 1899 году, он стал, по-видимому, первым экспериментом по созданию моторизованной боевой машины в мировой истории. В качестве шасси Симмс взял серийно выпускаемый гражданский веломобиль Beeston, приладил на него пулемёт Mark IV Maxim, одноцилиндровый двигатель мощностью 1,5 л. с. и бензобак в расчёте на 120 миль. Под пулемётом ещё находился патронташ на 1000 патронов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На фотографиях с выставки в Ричмонде сам изобретатель позировал на квадрицикле и изображал стрельбу из пулемёта «с колёс».
На фотографиях с выставки в Ричмонде сам изобретатель позировал на квадрицикле и изображал стрельбу из пулемёта «с колёс».
Autocar

Маловероятно, что в реальном бою этот способ годился: скорее, предполагалось, что пулемёт будет быстро перевозиться на машине по полю боя. Именно так использовались тачанки Красной армии в Гражданскую войну.

Интереса к квадрициклу военные не проявили. Но Симмс был прав, хотя и опередил своё время. Лишь в Первую мировую войну армии всего мира осознали, насколько вело- и автомобильный транспорт повышает мобильность войск, и стали создавать соответствующие роды войск.

Что касается Симмса, он в дальнейшем создал прототип танка — по-видимому, тоже первый в истории – а потом переключился на технику мирного назначения.