Зачем нужны самолёты ДРЛО: неочевидные бонусы «летающих радаров»
![Зачем нужны самолёты ДРЛО: неочевидные бонусы «летающих радаров» Зачем нужны самолёты ДРЛО: неочевидные бонусы «летающих радаров»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/0c2/0c27b3ee9c55d96208c027754f3a7e75_ce_1020x680x0x0_cropped_510x340.webp)
У российских вооружённых сил свой термин — самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ).
История их применения насчитывает уже почти полвека. Главная задача таких самолётов — обнаруживать с большого расстояния объекты противника в воздухе и координировать действия собственных истребителей. Тем же самым может заниматься и наземный комплекс РЛС, однако «летающий радар» может действовать в тех зонах, где развернуть наземную станцию невозможно или затруднительно. Поэтому первыми их начали применять в морской авиации. Наземные РЛС также плохо работают в горах и за линией фронта.
Все самолёты этого типа можно условно поделить на два типа. Более простые только обнаруживают цели и передают их координаты наземному командованию и пилотам обслуживаемых истребителей (ДРЛО). Даже в таком упрощённом варианте самолёт ДРЛО приносит существенную пользу, поскольку его дальнобойный радар позволяет своим истребителям «видеть» цели с расстояния в несколько десятков километров, при этом оставаясь в тени и не выдавая себя противнику собственными радиоимпульсами. Более продвинутые (ДРЛОиУ) могут также вести цели и координировать действия эскадрильи истребителей.
![Boeing E-3 Sentry американской системы AWACS. Boeing E-3 Sentry американской системы AWACS.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/daf/daf6138cf8a13d750f519c803b062e65_cropped_510x328.webp)
Российские самолёты ДРЛО
В ВКС России используются самолёты ДРЛОиУ А-50, созданные в 1978 году на базе Ил-75. Поскольку электроника устаревает быстро, часть из них были модернизированы до версии А-50У. По информации Минобороны РФ, такой самолёт способен одновременно вести до 50-60 целей и координировать действия 10-12 своих истребителей, оставаясь в воздухе без дозаправки до 4 ч.
В 2017 году состоялся первый полёт самолёта ДРЛО новейшего поколения А-100. По имеющимся на сегодняшний день сведениям, на вооружение он должен поступить в 2024 году.