Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: эпизод Второй мировой войны, о котором вы, скорее всего, не слышали

Советские моряки оказались на знаменитом озере неожиданно для себя хмурым декабрьским днем 1944 года.
Рома Назаров
Рома Назаров
Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: эпизод Второй мировой войны, о котором вы, скорее всего, не слышали
Sam Fentress — Wikipedia
Содержание

Ленд-лиз обеспечил Советский Союз несколькими видами вооружения, которых ему сильнее всего не хватало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вспомним, хотя бы, трехосные грузовики «Студебекер» – благодаря поставкам этих машин советские автозаводы смогли сконцентрироваться на выпуске броневиков и легких грузовиков. Иностранной техникой пестрил и отечественный «москитный флот» – соединени малых военных кораблей.

Советский ВМФ к началу войны располагал, по большей части, устаревшими охотниками, торпедными катерами и сторожевиками предвоенной постройки. Современные корабли в замену им спешно разрабатывались, но развернуть их производство было проблематично из-за того, что главные судостроительные центры на Черном и Балтийском морях сильно пострадали в ходе войны.

Американские «охотники» в СССР

Дефицит закрыли благодаря, в том числе, американской помощи. Прямо перед войной в Америке разработали весьма удачный, по отзывам советских моряков того времени, большой охотник SC-110 (Submarine Chaser in 110 foot). В СССР ему дали название БО-1 («Большой охотник, тип 1»), а в просторечье – «бобик».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
большой охотник за подводными лодками бо-1
2pcsa.org

При длине 34,2 м и водоизмещении 86,8 т, этот деревянный малыш имел неплохую мореходность – до 8 баллов, – развивал скорость 17 узлов и нес грозное вооружение: 40-миллиметровую автоматическую пушку «Бофорс» и три 20-миллиметровых «Эрликона». Для борьбы с подводными лодками у него было две реактивные пусковые установки, два бомбомета и 10 глубинных бомб. Плюс к этому, роскошный для тех лет набор средств обнаружения – РЛС, которую советские моряки, впервые опробовавшие ее, назвали «рэйдаром», радиопеленгатор и сонар-«скорпион».

Из 435 изготовленных «сабчейсеров» SC-110 в Советский Союз по ленд-лизу попали 78 единиц.
большой охотник SC-110
U.S. Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подзадержались в Шотландии

В 1944 году очередная группа охотников благополучно пересекла Атлантику, несмотря на их малые размеры. Корабли уже были укомплектованы советскими экипажами и несли флаги ВМФ СССР.

В Англии им пришлось задержаться, отчасти из-за перипетий дипломатии, отчасти из-за сложности обстановки в Северном море. Дальнейший путь до Мурманска был самым опасным участком: охотники сами могли стать жертвой немецких подводных лодок и авиации.

корабль торпедирован немецкой подводной лодкой
New England Historical Society
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой бы ни была истинная причина, британское адмиралтейство настояло, чтобы группа из пяти БО-1 под командой капитан-лейтенанта Агафонова встало на зимнюю стоянку во внутренних водах Шотландии ради безопасности. Перейти туда им предписывалось по Каледонскому каналу – 100-километровому сооружению, соединяющему цепь шотландских озер в единый судоходный путь.

Каледонский канал фото
Каледонский канал в наши дни.
Kkonstan - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несси не видели, зато добыли секретную карту

От озера у советских моряков остались двойственные впечатления. Встретить плезиозавра им не довелось. Хотя всего за день до прохода группы Агафонова через озеро местный житель, некий Фэррел, утверждал, что видел Несси в бинокль.

Зато им удалось пополнить запасы пресной воды – по их воспоминаниям, вода в озере и канале была «хорошая», хотя и очень мутная из-за высокого содержания торфа. Капризная британская погода показала себя во всей красе: за время перехода она сменилась трижды, от относительно теплой и тихой до сильного ветра с мокрым снегом.

Один из шлюзов Каледонского канала у Форт-Агустус
Один из шлюзов Каледонского канала.
Wojsyl -Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Моряки увезли с собой более ценную находку, чем воспоминания о чудовище. Шедший предпоследним катер развил высокую скорость, и случилось небольшое ЧП: как записано в судовом журнале, с мостика «снесло за борт ветром» секретную карту канала, которую наши моряки должны были сдать англичанам по окончании перехода. На самом деле, карта покоилась в рундуке командира, пишет К. Стрельбицкий, председатель Московского клуба истории флота («Советские моряки и озеро Лох-Несс». – «Морской сборник», 2009 г., №2). Англичане скандалить не стали – снесло, что ж поделаешь, характер у озера нелегкий...