Тогда же в Оренбурге построили двухпушечный военный корабль «Николай», затем разобрали его и перевезли по суше к берегам Аральского моря, где вновь собрали что твой набор Lego. Позже к нему присоединилось торговое судно «Михаил». Начало оказалось не совсем удачным: морские суда в условиях мелководного и неизученного Арала были непрактичны.
Забытый шестой флот России, плававший по морю, которого больше нет

Чтобы организовать водные передвижения, требовалось как минимум составить карту глубин. В 1848 году началась первая гидрографическая экспедиция на шхуне «Константин». Командовал ей лейтенант Алексей Бутаков, а среди участников был сосланный художник и поэт Тарас Шевченко. Его рисунки и акварели стали первым художественным свидетельством тогда внутреннего моря империи.

Вскоре Россия заказала два парохода в Швеции, и в 1852 году их по частям доставили на Арал. На этот раз конструкция кораблей учитывала условия мелководья. Но возникла иная проблема: уголь, который приходилось везти издалека. Пробовали заменить его на пустынный кустарник саксаул, но быстро отказались – он сильно засорял топки и давал мало тепла. Возможно, это был первый и единственный в истории случай, когда пароходы работали на кустарниках.

Исчезла вместе с морем
Аральская флотилия просуществовала несколько десятилетий. Она участвовала в экспедициях, помогала организовать охрану границ и обеспечивала транспортные нужды в регионе. Однако к концу 19 века она постепенно утратила значение: обмеление, изолированность и дороговизна эксплуатации сделали ее работу невозможной.

Финальную точку поставила затея СССР с «хлопковым суверенитетом» – попытка наладить производство хлопка в больших масштабах. Неумело организованная ирригация и мелиорация поглотили море. Вместе с водой исчезла и флотилия, ставшая теперь почти мифическим эпизодом в истории российского флота.
По материалам The Shipyard Blog.