Каково на самом деле было управлять небольшим броневиком, узнал неугомонный журналист «За рулем», совершивший нечто вроде тест-драйва сохранившегося экземпляра БА-64. Броневик был найден под Ржевом после войны и отреставрирован сотрудниками Музея военной техники на Селигере.
Жара 60°, двигатель меж ног и темно как в ящике: как работали водители советского броневика БА-64

История рождения БА-64
Когда началась Великая Отечественная война, в распоряжении Красной армии был только броневик БА-20 безнадежно устаревшая. Новый легкий бронеавтомобиль начали разрабатывать лишь осенью 1941-го, взяв за основу внедорожник ГАЗ-64, прозванный в войсках «иван-виллисом».

На разработку у инженеров КБ Виталия Грачева на Горьковском автозаводе ушло всего полгода. Концепцию бронекорпуса подсмотрели у трофейного немецкого Sd.Kfz.221: с него позаимствовали рикошетное бронирование, идею входа через боковые люки и компактную башню с тумбой для пулемета.

Подумать об эргономике и провести нормальные испытания времени уже не было. Поэтому броневик получился сырым и неудобным для экипажа, а доводку его выполняли уже после начала выпуска.
Железо гнется...
В движение бронемашину приводил четырехцилиндровый мотор ГАЗ-ММ объемом 3,3 л и смешной мощностью 50 л. с. – и это при весе машины в 2,5 тонны. Охлаждение не справлялось: радиатор укрывал глухой бронелист, и воздух он всасывал через узкие щели в нижней части кузова.
Подвеска от легкого «газика» быстро сдавалась под огромным весом. Задний мост ломался первым: в конце концов, военные механики взяли в привычку блокировать раздатку, чтобы водители не могли отключать полный привод. Расходом топлива и динамикой пришлось пожертвовать.

Компактные размеры броневика прячут от глаз дикий факт: колея у машины составляла всего 1240 мм. Учитывая высокий центр тяжести, уже на 17° крена машина опропидывалась. Повороты и ухабы водители проходили на цыпочках, и тут слабомощный двигатель был, скорее, благом – своеобразным предохранителем от лихачества. Причем делал это почти вслепую. Ситуацию немного исправили в 1943 году, расширив колею и добавив смотровые лючки.
...люди держатся
Водитель управлял броневиком, сидя на низеньком сиденьице: две дощечки на каркасе из согнутых труб, обтянутые брезентом. Мотор и коробка передач торчат между ног – ради защищенности они сдвинуты назад. Почти под рулем трясется рычаг коробки передач. Педали в узких щелях тугие до безобразия – а ими приходилось управлять в кирзовых сапогах.

Зимой мотор отдавал тепло внутрь, спасая экипаж в стальном коробе от мороза. Но летом им приходилось работать в воняющей маслом и бензином бане: температура доходила до 50-60°.
Приборы имеют подсветку. Можно подумать, это элемент комфорта, но на самом деле – суровая безысходность, потому что внутри бронекорпуса темно, свет проникает через узкие щели.
Кстати о щелях. На марше водитель обозревал дорогу через окошко размером с экран мультимедиа в бюджетном кроссовере. В бою оно закрывалось, оставляя узкую амбразуру, и свет проникал только через нее.
Дело командира
У командира-стрелка было две возможности попасть на свое место. Более безопасно – снизу через место водителя, но это задача для гимнаста. Вторая опция – сверху, откинув башню.
В башне он сидел в мотоциклетном кресле: за спиной бензобак, слева аккумулятор, справа – патроны и аптечка. Пулеметная башня вращалась вручную: чтобы развернуть ее, стрелок упирался ногами в пол.

Подвиг в квадрате
БА-64 оставался на вооружении от 1942 года и до конца войны. Эти машины проделали путь до Берлина, намотали немало километров по полям сражений на Дальнем Востоке, выполняя разведку, сопровождая колонны, доставляя документы.
В наши дни проехать всю Европу по асфальту на таком тарантасе уже считалось бы подвигом. А водители тех лет умудрялись делать это под огнем, маневрируя на бездорожье. К чему только ни привыкает человек, когда есть нужда.