Уникальный российско-американский тепловоз ТЭРА-1 продается на «Авито» – почему он вам не знаком

Застой поздних советских лет плохо отразился на ваногостроительных заводах нашей страны. Выпускаемые ими тепловозы, электровозы и вагоны устарели и требовали замены, а в новых разработках они сильно отстали от мира.
Уникальный российско-американский тепловоз ТЭРА-1 продается на «Авито» – почему он вам не знаком
(c) Niklonik, Wikipedia
Чтобы наверстать упущенное, РЖД решили привлечь в помощь иностранную компанию.

В электровозах сильнее были европейцы – поэтому, в частности, наши «Ласточки» – это адаптированная к России версия одного из поездов Siemens. В то же время, в США тепловозы более популярны, поэтому в качестве партнера для разработки нового тепловоза была выбрана компания General Motors.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
легкий тепловоз М62 поставлялся из СССР в Восточную Европу.
ТЭРА-1 должен был заменить легкий тепловоз М62, который поставлялся из СССР в Восточную Европу.
(c) Sergey Korovkin 84, Wikipedia

Российско-американский локомотив должен был заменить легкий тепловоз М62. Последний еще в 1960-е годы был разработан для поставок в Восточную Европу, после распада СССР его также поставляли в страны СНГ, а производился он на Луганском тепловозостроительном заводе в Украине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

База российская, начинка американская

Кузов для нового локомотива разработали оригинальный, его предполагалось делать в России. Он устанавливался на раму и жестко с нею сваривался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Колесные тележки старого доброго маневрового тепловоза ТЭМ7 переработали под установку заокеанских тяговых электромоторов. Кроме этого, локомотив получил американский дизель-генератор о 16 цилиндрах мощностью 4165 л. с. и электрическую установку переменно-постоянного тока. Генератор вырабатывал переменный ток, который пускали через выпрямитель и тяговые электромоторы работали уже на импульсном постоянном токе.

Несчастливый

Локомотив получил название ТЭРА-1 («тепловоз с электрической передачей российско-американский»). В 1998 году Людиновский тепловозостроительный завод изготовил два опытных экземпляра. Они успешно прошли испытания. Почему он не пошел в серию, никто из авторов проекта не объяснил. Железнодорожные блогеры предполагают, что некстати начались разногласия в международной политике. В 1998 году разгорелся конфликт в Югославии, в котором НАТО и Россия заняли разные позиции. Возможно, поэтому сотрудничество с американцами сочли слишком рискованным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ТЭРА1 001 и 002.
Оба локомотива вместе, экземпляр 001 и экземпляр 002.
(c) Diesellokophren, Wikipedia

Хотя тепловозы предназначались для работы на дальних маршрутах, РЖД не стала включать их в парк своих магистральных локомотивов – эксплуатировать две нестандартные машины экономически невыгодно.

Первый экземпляр забрал «Сибур-Транс». Он долгие годы трудился на промышленной железной дороге в России.

Один из экземпляров ТЭРА-1 долго работал на промышленной железной дороге.
Один из экземпляров долго работал на промышленной железной дороге.
(c) Serg73, railgallery.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тепловоз ТЭРА-1 на путях Ликино-Дулевского лакокрасочного завода в 2023 году.
Тепловоз ТЭРА-1 на путях Ликино-Дулевского лакокрасочного завода в 2023 году.
Источник: railtrain.pro

Второй, по-видимому, не эксплуатировался, при этом переходил из рук в руки. В 2023 году объявление о его продаже обнаружили на «Авито»: оказывается, он находится на территории Ликино-Дулевского лакокрасочного завода. Стоит уникальная машина 130 миллионов рублей. Хорошо бы один из локомотивных музеев России нашел возможность его выкупить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Хорошо бы локомотив ТЭРА-1 выкупил один из железнодорожных музеев.
Хорошо бы локомотив выкупил один из железнодорожных музеев.
Соцсети

Иномарки железных дорог

Еще в годы Советского Союза железнодорожники нашей страны активно сотрудничали с иностранными коллегами. Вас удивит, но все пассажирские электровозы, бегавшие по маршрутам нашей страны, были сделаны в Чехословакии на заводе Skoda. Поэтому все они носили обозначение ЧЭ («чехословацкий электровоз»). Techinsider недавно писал об этих интересных машинах и объяснял, почему один из них получил прозвище «Чебурашка», а другой «Башня».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как ни жаль, довольно много таких проектов были неудачными. Уже в 21 веке несчастливую судьбу ТЭРА-1 повторил красивый дизель-поезд ДП-М. Он существует в единственном экземпляре, но его РЖД хотя бы взяли в эксплуатацию – здесь наш рассказ о нем.

Другие имеют более удачную судьбу. В частности, дизель-поезд ДП-С производства «Метровагонмаш», оснащенный экологичными импортными силовыми установками, даже поставляется в Сербию, где его любят и называют «Россиянкой». Здесь Techinsider о нем рассказывал.