Неочевидные различия: как безопасно управлять автомобилем на зимней резине с шипами и без

Шипованные и нешипованные (фрикционные) шины требуют несколько разного стиля вождения. Однако в чём конкретно состоят отличия, сведения очень скудные. Попробуем собрать всё, что известно.
Неочевидные различия: как безопасно управлять автомобилем на зимней резине с шипами и без
Photo by Daniel Foster on Unsplash

«Шип или не шип?» По этому вопросу кто только не писал, но за многие годы авторы не пришли к единому мнению. Одни буду склонять вас к шипованным шинам, другие к фрикционным.

А вот найти информацию о том, как водить машину на тех или на других, довольно сложно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие свойства у разных шин?

Лёд или плотно укатанный снег шипованные шины держат гораздо лучше. В тестах они сокращают тормозной путь на треть, а то и в два раза по сравнению с фрикционными!

А вот на холодном сухом асфальте они уступают вторым по цепкости, поскольку металл имеет меньший коэффициент трения, чем экстрамягкая резина фрикционок.

На свежем снегу у шипованных шин преимуществ перед фрикционными нет. Более того, у вторых есть небольшое преимущество. Благодаря мягкости они лучше очищают сами себя от снега, забившегося в канавки протектора, поэтому лучше зацепляются.

Как водить на шипованной резине

На чистом асфальте водить на шипах стоит аккуратно, помня, что их тормозной путь несколько длиннее, чем тот, к которому вы привыкли летом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да и на льду не стоит слишком на них полагаться. Есть психологический нюанс, подмеченный в нескольких исследованиях: на шипованных шинах водители часто становятся избыточно самоуверенны и переоценивают их возможности.

Как водить на фрикционных шинах

Фрикционные шины более спокойны и предсказуемы. Разница их характеристик на асфальте и на льду не так велика, как у шипованных.

Однако, у них довольно длинный тормозной путь на льду. Особенно внимательными водителям следует быть на перекрёстках и парковках, где раскат попадается чаще всего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разгоняться на них тоже нужно осторожно, не допуская проскальзывания. Если шины скользят, они разогревают лёд, он начинает таять, образуется плёнка воды, ещё более скользкая, чем сухой лёд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое правильное – в первый гололёд провести собственный тест-драйв

Выберите свободный заледеневший участок дороги и поиграйте в водителя-испытателя. Замерьте тормозной путь и разгон, проведите «лосиный тест» или змейку, чтобы проверить цепкость в поворотах.

https://pxhere.com/en/photo/120911
https://pxhere.com/en/photo/120911
PxHere
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотите знать больше о зимних шинах?

Возможно, наши прошлые материалы ответят на ваши вопросы: