Как работает уникальная защита днища Tesla: деталь, которая удивляет многих

Исходной точкой для этой истории стал вопрос, заданный на одном из интернет-форумов: «Что самое удивительное в машинах Tesla, о чем никто не знает?» Вы наверняка догадались, что ответил один тесловод.
Как работает уникальная защита днища Tesla: деталь, которая удивляет многих
(c) Mack Hogan | CNBC
Начало этой истории положили две аварии, в которые электромобили Tesla Model S попали в 2013 году.

Оба случая довольно экзотические в том смысле, что удар пришелся на днище и повредил аккумулятор. Это привело к пожарам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти 2 случая возгорания привлекли к себе больше внимания, чем 200 тысяч пожаров с бензиновыми авто, случившихся в том же году, если верить статье, собственноручно написанной Илоном Маском для блога Tesla. В обоих авариях обошлось без жертв: бортовой компьютер вовремя рекомендовал пассажирам выйти из машины, что они и сделали. Даже если бы они не смогли покинуть салон, противопожарная керамо-стальная перегородка спасла бы их от огня, утверждает статья.

Тем не менее, компания решила, что антипиар ей ни к чему, и задалась целью создать систему защиты днища, способную выдержать любые атаки – даже удар торчащего из земли стального прута, на который машина налетает на полном ходу.

Титан и алюминий

Первыми новую защиту получили седаны Model S, причем как новые, так и существующие – для этого автовладельцам надо было заехать на сервисную станцию, где механики устанавливали комплект из трех элементов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Защитный профиль из алюминиевого броневого сплава, титановый щит и алюминиевая защита днища Tesla Model S.
Защитный профиль из алюминиевого броневого сплава, титановый щит (черный) и алюминиевая защита днища Tesla Model S.
(c) Green Car Reports
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По описанию компании, работает защита следующим образом. Первым с препятствием встречается поперечный алюминиевый профиль скругленной формы, закрепленный между передними колесами. Его задача – отбить предмет, попавший под машину. Если это невозможно, как в случае со стальным прутом, то хотя бы перенаправить: опасный объект проткнет передок машины, но будет отведен от батареи и других элементов силовой электроники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ближе к салону машины под днищем установлен небольшой бронещит из титанового сплава, защищающий критически уязвимые части в нижней части машины.

На испытаниях защита Tesla выдерживала даже наезд на массивные куски бетона
На испытаниях защита выдерживала даже наезд на массивные куски бетона.
(c) Tesla

На случай, если даже удар об титан не сможет раскрошить и смять опасный предмет, днище закрывает длинный штампованный лист из алюминиевого броневого сплава толщиной около 6 мм. Он тянется от передней части салона до заднего бампера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Защита днища под задним свесом Tesla Model 3
Защита днища под задним свесом Tesla Model 3 имеет аэродинамические отгибы справа и слева.
(c) Frank Zucco | Quora
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Защита днища под задним свесом имеет отгибы справа и слева. Они улучшают аэродинамику, увеличивают жесткость листа и предохраняют его от царапин, если водитель при парковке задним ходом наезжает на бетонный бордюр.

Вариации на тему экономии

Начиная с моделей Model 3 и Model Y, инженеры Tesla пересмотрели и упростили схему защиты. На смену алюминиевой полосе и титановому щиту пришел гладкий лист, закрепленный между передними колесами и выполняющий роль защиты «картера» – я взял это слово в кавычки, потому что картера у электромобилей нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гладкое днище Tesla Model Y
Гладкое днище улучшает обтекаемость и экономит заряд батареи на шоссе.
(c) Mountain Pass Performance

Минуточку, а как же запас хода?

У всех, кто хоть немного понимает в инженерном деле, наверняка мелькнула тень сомнения: простите, но ведь вся эта броня должна весить немало и плохо влиять на запас хода. На практике все наоборот, утверждает компания. Да, добавочный вес увеличивает расход электроэнергии – на жалкие 0,1%. Однако гладкое днище улучшает обтекаемость и экономит заряд батареи на шоссе.

Защита днища Tesla Cybertruck
Защита днища Tesla Cybertruck повторяет схему, обкатанную на Model 3/Y.
(c) Notebook Check

А надо ли это?

Не возьмусь судить, насколько принятые компанией меры по защите днища были оправданы. Одно могу сказать точно: китайским брендам, что хлынули в Россию в последние пару лет, стоит присмотреться к опыту компании Илона Маска в части защиты кузова от повреждений и позаимствовать хотя бы часть из них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотите знать больше об особенностях электромобилей Tesla? Почитайте эти наши истории: