Как УАЗ доплыл от Ульяновска до Астрахани: да-да, именно доплыл своими колесами

Внедорожник-амфибия со звучным названием «Ягуар» до сих пор вызывает гордость и ностальгию у ульяновских конструкторов, создавших его.
Как УАЗ доплыл от Ульяновска до Астрахани: да-да, именно доплыл своими колесами
(c) УАЗ
Давайте сначала вспомним, в каких условиях создавалась амфибия.

На дворе середина семидесятых годов прошлого века, холодная война в разгаре, так сказать, поэтому Минобороны СССР — главный и любимый клиент всех советских автозаводов. Для армии уже созданы плавающие бронетранспортеры и бронеавтомобили, танки, плавающие же колесные вездеходы для морского десанта и даже миниатюрный плавающий транспортер переднего края ЛуАЗ-967.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не хватало только бортового грузовика-амфибии и небольшого внедорожника. С грузовиком возникали определенные сложности, а за создание маленькой амфибии берутся Ульяновский и Волжский автозаводы.

«Ягуар»

Конструкторы УАЗ взяли для своего плавающего автомобиля агрегатную базу от старого доброго УАЗ-469 (тогда еще не старого) — двигатель, трансмиссию и шасси.

УАЗ-3907 Ягуар Амфибия
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Герметичный кузов понтонного типа с двумя герметичными дверями спроектировали полностью заново. В трансмиссию добавили два загребных винта. Рулей у внедорожника не было — чтобы маневрировать, водитель поворачивал передние колеса. Поскольку винты протягивали поток воды под днищем, такая система рулежки работала достаточно эффективно.

Застой

Получивший обозначение УАЗ-3907 и имя «Ягуар» (не самое подходящее для амфибии, на мой взгляд), внедорожник был представлен на испытания в 1976 году и хорошо себя показал и на бездорожье, и в воде. Испытатели даже доплыли на нем от Ульяновска до Астрахани и обратно — против волжского-то течения.

Но дело застопорилось. Вплоть до 1990 г. ульяновский автозавод представлял военным один опытный экземпляр за другим, доведя их количество до 14 единиц, а оборонный заказ так и не приходил. В 1991 году, когда в стране началась катавасия, УАЗ махнул рукой и закрыл проект.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Баклан»

В 1986 г. интерес к уникальному внедорожнику проявили в КГБ. По поручению Комитета УАЗ к 1989-му году приготовил модификацию амфибии УАЗ-39071 «Баклан», дооборудованную под требования погранвойск.

УАЗ-3907 Ягуар вид сверху
В общественном достоянии

На крышу добавили крепления для 6 пар лыж, в оборудование включили портативную РЛС и радиостанцию, ручной пулемет и клетку для служебной собаки. Но и от погранцов заказ не пришел.

Что получилось у ВАЗ