Ностальгия: 5 автомобилей СССР, которые россияне мечтают возродить

Оказывается, больше всего автомобилистам не хватает «Волги». Почему она вызывает такие теплые чувства, и какие еще автомобили оставили о себе наилучшую память?
Рома Назаров
Рома Назаров
Ностальгия: 5 автомобилей СССР, которые россияне мечтают возродить
Sergey Rodovnichenko — Wikipedia
Содержание
Какие советские автомобильные бренды вы хотели бы возродить? Такой вопрос задал читателям телеграм-паблик аналитического агентства «Автостат».

Аналитики включили в список 9 позиций: «Волга», «Чайка», «Победа», «Ока», ЛуАЗ, ЗИЛ, ЗИС, НАМИ и КИМ. Удивляет, что они смешали в кучу названия брендов и отдельных моделей, и забыли включить «Иж», «Запорожец» и «Таврию» (тоже ведь советские) и многие другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как бы то ни было, 5 моделей однозначно вырвались вперед.

Волга

Идея возрождения «Волги», в виде одной модели или целой марки, всплывает довольно часто: последний раз ее активно обсуждали сразу после введения санкций 2022 года

газ 3102 Волга
ГАЗ-3102 — последняя «Волга», выпускавшаяся в советские времена.
Архив "За рулем"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В советской культуре «Волга» занимает особое место. В отличие от «Жигулей» или «Москвича», она ассоциировалась с элитой – ею пользовались аппаратчики, военные и спецслужбы. Первое поколение ГАЗ-21 еще и стало шедевром «плавникового» дизайна: вдохновлялись конструкторы американскими авто 1950-х.

На фоне безликих китайских кроссоверов, по «Волге» тоскуют как по недостающему звену – выразительный, узнаваемый, «свой». Это попытка вернуть свой утраченный стиль и «настоящую машину».

В Европе и Японии старые модели культовые возрождаются в виде ретромоделей, и хорошо бы «Волга» вошла в их число.

Чайка

Если возрождать «Волгу», то вместе с ней и «Чайку», потому что такова была мысль ее создателей («река Волга, а над ней летит чайка»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
черный автомобиль Чайка
Wikipedia. CC4.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это самый элитный и загадочный автомобиль советской эпохи. Недоступная для широкой публики, и именно это сделало ее легендой. «Волгу» мог в редких случаях купить простой человек, но «Чайку» – никогда. Она предназначалась исключительно для высшего слоя номенклатуры: верхушки КПСС, министров, генералов и дипломатов. Их распределяли по разнарядке, а не продавали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инженеры придали автомобилю имидж показного величия и недоступности. Огромный кузов, обилие хрома, мощный V8 двигатель – этакий советский аналог Cadillac или Lincoln. Интерес к «Чайке» сегодня – это, с одной стороны, эстетическое восхищение советским люксом, с другой – ностальгия по утраченной театральности власти.

Победа

По сути, «Победа» была предшественницей «Волги» и принадлежала к тому же классу. Но воспринималась совсем иначе: это был символ не статуса, а народного триумфа после Великой Отечественной войны. А еще это был первый массовый легковой автомобиль нового советского дизайна, красивый и необычный, не копирующий западные модели, и сейчас ее помнят как «свое» технологическое достижение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
белый автомобиль Победа
Авто.ру

Интерес к «Победе» сегодня – это уважение к классике и желание вернуться к моменту, когда советский автопром только начинал свое развитие, в нем чувствовались энтузиазм, вера в прогресс и послевоенный оптимизм.

ЗИЛ

Наиболее монументальный и закрытый символ власти в истории советского автопрома. Для народа ЗИЛы ассоциировались с государственными кортежами, охраной, спецслужбами и парадами. Они никогда не поступали в свободную продажу, даже после распада СССР, она предназначалась для членов Политбюро и высшего командования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
кабриолеты зил на параде
Carakoom

Наверное, вы согласитесь, что Aurus так и не смог набрать тот же моральный вес, какой был у ЗИЛа.

Ока

«Ока» – полная противоположность ЗИЛу, но в этом ее прелесть. Малолитражка стала символом народного минимализма и выживания в условиях позднего СССР и 1990-х годов – настолько компактная и забавная, что шутки и анекдоты про «бешеную табуретку» потеснили «Запорожец» в массовом фольклоре. Главное, что она выполняла свою задачу: давала возможность сотням тысяч людей сесть за руль собственного автомобиля.

зеленый автомобиль Ока
В общественном достоянии. Источник: AutoHS.ru

Сегодня «Ока» вызывает не столько гордость (кроме «оководов»), сколько теплую, ироничную симпатию. Мало кто знает, что с технической точки зрения автомобиль был уникален для своего времени и места. Если его возрождать, то обязательно на таком же достойном уровне.

При подготовке текста использовался ИИ: исправлено и дополнено кожаным мешком.