Спутники и кольца Сатурна. Реки Марса. Главные научные новости недели

Новости 13-19 мая. Найдено сразу 62 неизвестных спутника Сатурна. Установлен возраст колец Сатурна. Измерена толщина коры Марса и найдено русло полноводной реке.
Спутники и кольца Сатурна. Реки Марса. Главные научные новости недели
Кольца Сатурна с расстояния 1,8 миллиона км. Съемка зонда «Кассини». NASA. Википедия

Чем больше мы узнаем о других планетах, тем лучше понимаем Землю

Астрономы предоставили убедительные доказательства того, что кольца Сатурна удивительно молоды: возраст колец не более 400 миллионов лет. То есть, кольца намного моложе самого Сатурна, возраст которого составляет около 4,5 миллиардов лет. Исследователи пришли к такому выводу, изучая объект, казалось бы довольно далекий от природы колец. Это - пыль. Крошечные зерна каменистого материала постоянно летят через Солнечную систему. Этот поток оставляет тонкий слой пыли на небесных телах, в том числе на льду, из которого состоят кольца Сатурна. Но кольца Сатурна буквально сияют чистотой, они еще не успели запылиться. И видимо, не успеют. Но оценкам астрономов примерно через 100 миллионов кольца исчезнут, их притянет планета. Так что людям просто повезло, что они видят этот красивейший объект.

Титан. Крупнейший спутник Сатурна

Первый спутник Сатурна — Титан — был открыт в 1655 году. С тех пор многое изменилось. И вот астрономы сообщили об открытии сразу 62 неизвестных спутников планеты. Теперь у Сатурна известно 145 спутников. Больше — нет ни у одной планеты Солнечной системы. Юпитер — далеко позади, у него только — 95. Самые маленькие спутники Сатурна имеют диаметр всего 2,5 км. На самом деле никто не сомневается, что новые спутники и у Сатурна, и у Юпитера еще будут открыты. Так что самая большая планета Солнечной системы еще поборется на первенство.

Тарсис — область Марса с самой толстой корой.

Если и про Сатурн и про Юпитер мы пока знаем сравнительно немного, то о Марсе этого нельзя сказать. Мы уже довольно неплохо разобрались с его геологией. Марсотрясение, случившее в мае прошлого года, позволило сейсмографу модуля Mars InSight зарегистрировать сейсмические волны, которые обошли планету три раза. Они и позволили геологам посчитать толщину марсианской коры. В среднем она составляет от 42 до 56 км. Самая тонкая кора в ударном бассейне Исидис — около 10 км , а самая толстая в провинции Тарсис — около 90 км. Сейсмические данные показывают, что средняя толщина земной коры составляет 21-27 км, а толщина лунной коры, определенная сейсмометрами миссии «Аполлон», составляет 34-43 км. Так что кора Марса намного толще и земной и лунной.

Марсианская река

Марсоход Perseverance в кратер Езеро нашел следы одной из самых глубоких и полноводных рек, когда-либо обнаруженных на планете. Здесь было много воды, правда, это было давно. Но геологи, измерившие толщину марсианской коры, показали, что в глубине коры планета генерирует тепло. Основной источник этого тепла, — это результат распада радиоактивных элементов, таких как торий, уран и калий. Высокое накопление радиоактивных элементов показывает, что под поверхностью Марса вполне могут быть регионы, где процессы таяния идут даже сегодня. И там текут подземные реки. А где вода — там и жизнь.