Млекопитающие охотились на динозавров. Хотя это было и непросто. Главные научные новости недели

Новости 15-21 июля. Найдены останки динозавра и млекопитающего в момент смертельной схватки 125 млн лет назад. Гены обучения и памяти начали формироваться 650 млн лет назад. Почему не все птицы погибли при падении астероида, погубившего динозавров 66 млн лет назад. Обезьяны переплывали Атлантический океан 35 млн лет назад.
Схватка. 125 млн лет назад. https://www.nature.com/articles/s41598-023-37545-8/figures/2

Сегодня самой давней новости 650 млн лет, а самой свежей 35 млн лет. Практически вся история многоклеточной жизни на Земле.

Событию, окаменевшему в формации Исянь в Китае, около 125 миллионов лет. Пситтакозавр — динозавр размером с лабрадора и репеномамус — млекопитающее размером с барсука, навсегда сплелись в жестокой схватке. Это не было поеданием млекопитающим-падальщиком уже мертвого динозавра: по переплетению костей видно, что репеномамус действительно атаковал пситтакозавра. Ученые предположили, что во время схватки млекопитающее и динозавр были погребены под вулканическим оползнем.

Реконструкция жизни в океане Эдиакария (570 млн лет назад).

Гены, участвующие в производстве нейромодуляторов, возникли около 650 миллионов лет назад в самом начале развития билатеральных организмов, то есть организмов с двухсторонней симметрией. Управление нейронными цепями с помощью нейромодуляторов сыграло важную роль во время Кембрийского взрыва, который произошел около 540 миллионов лет назад и привел к возникновению большинства основных групп животных, существующих и сегодня. Гены были готовы, чтобы запустить развитие мозга.

Иллюстрация того, как могла выглядеть только что вылупившаяся птица энантиорнитин.
Так могла выглядеть только что вылупившаяся птица энантиорнитин, вымершая вместе с динозаврами.
Yu Chen and Shundong Bi.

Энантиорнитины были самой разнообразной группой птиц мелового периода, но они вымерли вместе со всеми остальными нептичьими динозаврами. Когда упал астероид, глобальная температура резко упала, а ресурсов осталось мало, так что у этих птиц не только возросли потребности в энергии для поддержания тепла, но и не было ресурсов для их удовлетворения. Беда этих птиц в том, что они во время линьки сбрасывали сразу все перья. Пока было тепло, все проходило нормально. Но после астероида эти птицы просто замерзали без перьев. А вот те птицы, которые меняли перья постепенно, прекрасно приспособились. Многие виды живут до сих пор.

Художественная реконструкция примата Ashaninkacebus.
Diego J. Barletta and Jorge A Gonzalez.

Ученые на Амазонке нашли зуб. Ему 35 млн лет и принадлежал он обезьяне неизвестного вида. По зубу провели реконструкцию и выяснили, что ближайшие родственники этой обезьяны жили в Африке. Как обезьяна добралась до Южной Америки — непонятно. Такое путешествие обезьяна могла совершить на захваченном штормом плоту из растительности. И морские течения пригнали этот плот в Южную Америку через океан. И это уже третья обезьяна-путешественница. Две другие приплыли из Африку 34 млн назад.