Ночной кошмар мафиози: как итальянская полиция пересела на Ferrari

Отчаявшись сбросить с хвоста настырного комиссара, водитель гангстеров решается сигануть на своей машине вниз по ступеням мраморной лестницы – это не трюк, придуманный киношниками, а реальный эпизод из жизни римских полицейских, случившийся в начале 1960-х.
Ночной кошмар мафиози: как итальянская полиция пересела на Ferrari
Secret Classics
Содержание статьи

Отчаянное было время. Летучие подразделения Squadra Mobile тут и там оставались с носом: их маломощные Alfa Romeo Giulia 1600 Saloon не могли угнаться за краденными Maserati и Lancia, на которых бандиты удирали с места преступления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Нам нужна Ferrari»

Устав от насмешек журналистов и выговоров начальства, в начале 1962 года шеф римской полиции Анжело Викари собрал во дворе весь состав Squadra Mobile и прямо спросил, что им нужно для победы над гангстерами. Его подчиненные лишь переминались с ноги на ногу, бубнили оправдания и отводили взгляды в сторону. Один смелый голос, впрочем, прозвучал: «Нам нужна Ferrari, – это был старший офицер Армандо Спатафора. – Они бегут, мы хромаем».

Полицейская Alfa Romeo Giulia 1600 Saloon фото
Полицейская Alfa Romeo Giulia 1600 Saloon.
Motorpad
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роскошный подарок

Если Викари и обалдел от смелости претензий – Ferrari стоили баснословные деньги – он все же доверил мнению своего лучшего офицера, имевшему огромный вес среди коллег и СМИ. Шеф не сдался, пока не дошел до президента страны Джованни Гронки и изложил ему просьбу Спатафора. С кем и как потом говорил президент, мы не знаем, но ближе к концу того же года Энцо Феррари подарил (!) полиции два черных Ferrari 250 GTE.

Police Ferrari 250 GTE '62
Car and Driver
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это была первая модель класса Gran Turismo в модельном ряду Ferrari. Под капотом купе с салоном по формуле 2 + 2 стоял шедевр итальянских инженеров – движок Colombo V12 на 240 лошадиных сил, разгонявший легкую машину до 250 км/ч.

Один из двух спорткаров полицейские разбили еще на испытаниях.

Один из подарков полицейские доблестно разбили на испытаниях. Зато второй машине, получившей в Squadra Mobile номер 3999, предстояло сыграть свою роль. За ней закрепили Армандо Спатафора и еще трех полицейских. Их отправили в Маранелло, в штаб-квартиру Ferrari, и научили справляться с горячей бестией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Армандо Спатафора фото
Армандо Спатафора
В общественном достоянии

Расплата

А дальше случилось то, чего жаждала вся Италия. Раз за разом Спатафора бросал на тесный задний диван своего купе парней из мафии с руками, закованными в наручники. Удрать от него было большой удачей. Не помогали даже самоубийственные приемы, как тот, что совершил водитель, лихо съехавший по ступеням от площади Тринита-дей-Монти до площади Испании. Он надеялся, что Спатофора пожалеет свою дорогущую Ferrari, но тот не колеблясь направил ее следом. Если у него и были мысли, что писать в объяснительной, то он их отогнал. И он победил: красная бандитская Alfa Romeo 2500 ударилась носом об асфальт в конце лестницы и застыла недвижимостью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Армандо Спатафора Ferrari
Пресс-служба полиции никогда не рассказывала об этом эпизоде, но остались многочисленные свидетельства, в том числе фотографии, сделанные фотографами римских газет.
в общественном достоянии

В этом эпизоде проявились не только исключительные ездовые качества «лошадок» из Маранелло, но и гоночный талант самого офицера. Энцо Феррари как-то предложил ему сменить полицейский мундир на комбинезон гонщика, но тот ответил: «Вынужден отказаться. Автогонки – слишком опасное занятие». С чувством юмора у Армандо тоже было в порядке.

Из полиции в скорую помощь

Черное купе с синей мигалкой наводило ужас на преступников до 1968 года, после чего полиция пересела на более современные спорткары.

Легендарная машина продолжила служить общественности в другой роли, доставляя донорскую кровь из Рима в Неаполь. Однажды маршрут длиной 225 км водитель проехал за рекордные 50 минут.

Ferrari 250 GTE
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Привилегии черной лошадки

В 1972 году уже немолодой автомобиль продали на аукционе в частные руки, оставив ему привилегию в память о заслугах перед страной: еще несколько десятилетий черная Ferrari 250 GTE единственная из частных авто имела право ездить по дорогам Италии с мигалкой и полицейскими обозначениями на борту. Она и сейчас на ходу и регулярно появляется на шоу и выставках ретроавтомобилей.

А каким был любимый автомобиль британских гангстеров?

Об этой своеобразной машине Techinsider рассказывал здесь.

А здесь мы описывали, какими были тачки американских гангстеров и какие необычные машины служили советским гаишникам.